Согласно исследованию Strategy Partners Group предприятия республики готовы к цифровой трансформации на 2,7 балла из 5. Как ускорить промышленную революцию в Татарстане и заменить людей на роботов, обсуждали на полях форума Kazan Digital Week.
Наиболее продвинутыми и подготовленными в вопросах цифровизации производства в Татарстане оказались «Татнефть» и ТАИФ в нефтяной и нефтехимической промышленности и «КАМАЗ» в машиностроении, рассказал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин на заседании правительства, посвященном цифровизации промышленности.- Они наиболее системно и эффективно осваивают цифровое пространство, - оценил премьер.
Но потенциал у татарстанской промышленности все же есть, считает министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов.
- В начале года мы проанкетировали 60 татарстанских предприятий с точки зрения уровня внедрения цифровых технологий. Система автоматического проектирования уже достаточно распространена – почти 70% ее используют. 13% планируют внедрять, - рассказал он.
Министр также назвал, какие еще цифровые технологии используются на предприятиях. И если с Wi-Fi знакомы все, а многие начинают использовать роботов, то технологии виртуальной и дополненной реальности, системы распределенного реестра пока еще мало распространены.
- Цифровая трансформация – это прежде всего коренные изменения в сознании руководства и персонала компаний, - считает спикер. - 80% предприятий, которые смогли провести цифровую трансформацию, предварительно изменили свою корпоративную культуру. Поэтому сегодня каждое предприятие должно иметь свою стратегию с привязкой к корпоративной культуре.
По его мнению, необходимо создать программу обучения цифровой трансформации. Лидеры предприятий должны быть в курсе новых технологий, нужно ввести должность заместителя по цифровой трансформации. А персонал должен учиться технологиям бережливого производства. Для этого, по его словам, есть ресурсы – те же Университет Иннополис и Школа 21 (образовательный проект «Сбера» по подготовке IT-специалистов мирового уровня. - Ред.). Нужно только скооперировать работу с министерством образования и татарстанскими научными предприятиями.
- У Иннополиса есть успешные кейсы сотрудничества с КАМАЗом, "Татнефтью", "Газпромом". Сейчас не нужно далеко ехать и что-то изобретать, достаточно активно использовать возможности Иннополиса и его резидентов. К тому же существует государственная поддержка, - подчеркнул Альберт Каримов.
Если говорить о мировом опыте, то наиболее эффективный инструмент развития цифровизации промышленности — специализированные центры компетенций с демонстрационными площадками. Такие площадки есть почти в каждой европейской стране – Бельгии, Дании, Швеции, Германии. Для наглядности зрителям показали ролик о таком центре в Пекине. Там руководители и сотрудники предприятий в специально смоделированной компании могут пройти разные стадии цифровизации, отрабатывать учебные сценарии. После демонстрации Каримов обратился к министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву с предложением создать такую площадку на территории Иннополиса или Казани. И тот горячо поддержал идею и обещал оказать проекту помощь с финансированием.
Цифровизация ради цифровизации не нужна
Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners Group, отметил, что большинство компаний вводит технологии, связанные с IТ-инфраструктурой, – беспроводную связь, облачные технологии, социальные сети и цифровое проектирование. Но технологии, которые реально могут повлиять на производительность, все еще находятся в разработке.
- Мы переходим в эпоху, когда корпорации начинают жестко конкурировать за то, кто быстрее переведет операционное ядро на искусственный интеллект. Те, кто первым уберет людей из процесса принятия решений, победят с большим отрывом, - подчеркнул Идрисов.
Сегодня промышленным предприятиям не хватает специализированных кадров. Есть также еще проблема непонимания экономических эффектов, когда «цифровизация происходит ради цифровизации». Компании разрабатывают решения, которые не приводят к результатам.
- Мы с этим сталкиваемся повсеместно, когда говорят: «Давайте внедрим такое решение», - сказал эксперт. - А приведет ли это к росту выручки? Снижению затрат? Такие вопросы не задают. И часто это приводит к разочарованиям. Сегодня, безусловно, нужно уходить от подобного, надо считать, смотреть.
Почему выстрелил «Калашников»?
Экономическую эффективность цифровизации на примере своей компании презентовал управляющий директор АО Концерн «Калашников» Алексей Тенсин.
- «Ижмаш» работает со времен Советского Союза, он шел к упадку. Когда акционеры получили актив, они принесли с собой не только инвестиции, но и новую идеологию, понимание, куда надо развиваться, и сумели вовлечь в процесс руководителей и рабочих, — сказал Тенсин и обратил внимание на слайды с фотографиями тех пор: изношенное оборудование, старые корпуса.
Благодаря цифровизации к 2021 году выручка компании увеличилась в 3,5 раза, а выработка на рабочего выросла на 30%. Цифровизация дала реальный экономический эффект – за короткий срок компания выручила несколько миллионов рублей. На заводе построили новые корпуса, организовали рабочие места. Раньше компьютеры имели чисто формальную функцию и использовались в качестве пишущей машинки, а сейчас каждый рабочий понимает, как работать с цифровыми технологиями. Теперь документооборот стал исключительно электронным, оснастили более 3,5 тыс. рабочих мест, создали мобильное приложение для рабочих. Организацию процессов Тенсин проиллюстрировал фотографиями с рабочих мест управленцев и рабочих в цехах.
- Люди понимают, как работать с IT-системами, - делится опытом управляющий директор. - Каждый рабочий может подойти к специальному оборудованию, получить сменно-суточное задание, отчитаться о его выполнении, и система учитывает все, вплоть до издержек.
Каждый год «Ижмаш» вкладывает 1,83% от выручки предприятия в развитие цифровизации. И экономический эффект всегда высокий. На заводе активно используются технологии блокчейн, все стадии производства тщательно продуманы и спланированы.
Тенсин подчеркнул, что все люди, приходящие на завод, хотят в первую очередь развиваться. Предприятие должно ставить себе цель - дать своим работникам обучаться, стать умнее и интереснее.
- Какой бы материальной базой предприятие ни обладало, если заказчик в лице акционера понимает, чего он хочет добиться, если есть руководящее звено, которое может организовать эти процессы, если существует стратегия развития через обучение, люди пойдут на это. И старшее поколение, и молодежь… Все получается. Поэтому не бойтесь, все возможно, и вложенные деньги на самом деле окупаются, — закончил свое выступление Тенсин.
Максут Шадаев отметил, что государству сложнее всего продвигать цифровизацию в промышленности. Если, допустим, в образовании и здравоохранении власти могут давать финансирование и требовать результат, на частных промпредприятиях так сделать не получится. Разве только государство стимулирует использование отечественных разработок в этих процессах, предоставляя субсидии и возмещая затраты.
- Весь мой опыт показывает, что цифровизация успешна только там, где этим живет первое лицо. Если первое лицо этим не живет, к сожалению, здесь любые попытки что-то изменить всегда наталкиваются на внутреннее сопротивление. Только первое лицо в любой организации может стать источником любых изменений, - заметил он.
«Автоматизировать процессы можно даже там, где это кажется невозможным»
С визионерским докладом о будущем цифровых технологий выступил основатель венчурного фонда Fort Ross Venture Виктор Орловский. Он высказал мысль, что мы сильно недооцениваем влияние новых технологий на нашу жизнь - автоматизировать процессы можно даже на тех предприятиях, где это кажется невозможным. Нехватку кадров, о которой было неоднократно сказано, он объяснил тем, что «мы не умеем учить и переобучать людей». Как показывает пример «Ижмаша», обвинение спикера имеет смысл.
- Все перейдет в нативный формат – очки и дополненная реальность, - рассуждал предприниматель. – Мы перестанем печатать, мы будем общаться жестами и голосом. Мы уже не будем носить телефон в кармане. И это коренным образом перестроит как нашу жизнь, так и работу предприятий. И начнутся эти изменения с развлечений, а потом с производств.
На выставке как раз показывали такой тренажер. С помощью VR-очков и датчиков можно смоделировать деревянное или керамическое изделие на виртуальном станке. Тактильные ощущения при этом будут такими же, как при работе на настоящем оборудовании. Так на предприятиях используются технологии виртуальной и дополненной реальности.
Будущее, в котором доставкой занимаются дроны, а такси ездят без водителя, уже не за горами, считает Орловский. Совсем скоро кофе по утрам нам будет приносить робот и это не будет вызывать у нас ужас.
Технологии искусственного интеллекта тоже скоро станут частью нашей жизни. Персональный ассистент, который сканирует физиологическое и эмоциональное состояние человека, станет обычным делом на рабочих местах.
Кибербезопасность и собственная IT-зона
Внедрение новых технологий связано с новыми угрозами. О проблемах кибербезопасности в промышленности рассказал основатель компании Positive Technologies Юрий Максимов. Главная мысль, которую можно выделить из его доклада, заключается в том, что классические подходы в обеспечении компьютерной безопасности уже не работают.
- Для того, чтобы уметь делать продукты, которые отражают действия хакеров, нам нужны такие инженеры, которые сами как хакеры, - говорит Максимов.
Характер хакерских атак сильно поменялся за последние годы. Теперь преступников интересуют не деньги, а информация, которую можно использовать для шантажа.
Юрий Максимов призвал присутствующих на форуме спикеров создать в Татарстане собственную IТ-зону. Потенциал у республики есть – здесь уже действует крупная компания Innostage.
В заключительной речи Рустам Минниханов поддержал эту идею и сказал, что такую площадку планируется создать на базе Иннополиса.
- Если мы не ответим на эти вызовы, мы останемся неконкурентоспособными, - подытожил заседание президент РТ. - Мы должны оказать максимальное содействие всему, что необходимо для цифровизации наших предприятий.