Найти тему
Российский Кавказ

Тмутараканское княжество

Успехи Святослава закрепил его сын Владимир, ко­торый в 985 г. также совершил поход против хазар и обло­жил их данью. На время правления этого князя (988 г.) вы­падает и первое летописное упоминание о Тмутараканском княжестве. Сюда князь отправил своего сына Мсти­слава.

По преданию, Мстислав в 1022 г. подчинил себя касогов после того как в поединке убил их предводителя Редедю. В «Повести временных лет» об этом событии сказа­но следующее: «В то же время Мстислав находился в Тму­таракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дру­жины? Но сойдем­ся, чтобы побороть­ся самим. Если одо­леешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все».

И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мсти­славу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схвати­лись бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мсти­слав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмута­ракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани». Мстислав не толь­ко усыновил детей Редеди, но ещё и выдал свою дочь Татьяну за его сына Романа. Их потомками считаются многие известные русские боярские и дворянские фамилии (Лопухины, Ушаковы и др.). Остатки церкви святой Бого­родицы были обнаружены в ходе раскопок 30-х и 50-х гг. ХХ столетия.

Через два года Мстислав подчиняет себе Чернигов и становится одним из самых могущественных князей Руси. Он делит власть со своим братом Ярославом Мудрым, ко­торый присоединяет Тмутаракань лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Но затем княжество вновь обретает самостоятельный статус. В последующем оно нередко ста­новилось прибежищем для князей, которые в результате междоусобной борьбы лишались власти.

В столице княжества помимо руссов проживали представители самых разных народов Северного Кавказа: зихи (предки адыгов), греки, аланы, хазары, армяне, готы. К настоящему времени археологами исследованы остатки жилых кварталов и фундаменты домов с сырцовыми сте­нами и каменными цоколями, относящиеся ко времени существования Тмутараканского княжества. Обнаружены печати местных князей, множество фрагментов керамиче­ских изделий.

Городу подчинялась вся близлежащая сельскохозяй­ственная округа и город Корчев (Керчь) на побережье Крыма. В 1792 г. на Таманском полуострове была обнару­жена плита, надпись на которой гласила, что князь Глеб Святославич в 1068 г. велел измерить расстояние от Тмутаракани до Корчева и оно составило 14000 саженей. Гре­ческая сажень ~ 230,4 см. Хотя собственная территория княжества была невелика, но в период расцвета его власть распространилась на земли Подонья, Кубани, Низовья Волги.

Свою заинтересованность в лояльных тмутараканских правителях демонстрировала Византийская империя. Помимо торговых и политических выгод она нуждалась в местной нефти, которая шла на изготовление секретного зажигательного оружия - «греческого огня». Византийцы помогли князю Олегу Святославичу в 1083 г. вернуть себе княжеский престол. До этого он находился в почётной ссылке в империи, куда его отправили по указанию киев­ского князя Всеволода Ярославича. Будучи в Византии он женился на знатной гречанке Феофании Музалон. Вер­нувшись на родину, князь Олег правил в Тмутаракани до 1094 г., а затем перебрался в Чернигов. Кто возглавлял княжество после него, неизвестно. В начале XII столетия Тмутаракань потеряла самостоятельность и вошла в состав Византии, а затем подчинилась половцам.

Русско-северокавказские контакты не прервались да­же в трагический период золотоордынского господства. Здесь было немало угнанных в неволю полоняников, с тор­говыми целями наведывались купцы. Сюда приезжали князья, среди которых был Михаил Ярославич Тверской, казненный в 1318 г. в ставке золотоордынского хана. Что­бы не допустить карательного похода в русские земли, он ответил на просьбы близких: «Видите, чада моя, яко не требуеть вас царь, детей моих, ни иного котораго, развие мене, но моея главы хощеть. Аще бо аз где уклонюся, то вотчина моя вся в полону будеть и множество христиан избиени будуть, аще ли после того умрети же ми есть, то лучши ми есть ныне положити душю свою за многыя ду­ша». И даже когда накануне казни нашлись верные друзья среди местных жителей, готовые организовать побег князя и предоставить убежище в горах, Михаил Ярославич ос­тался верен выбору и погиб «за други своя». Наличие по­стоянного присутствия русского населения на Северном Кавказе подтверждается археологическими находками христианской пластики (древнерусские двустворчатые кресты-энколпионы, образки и т. п.) ордынского времени.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.