Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 7:28-35. Капризные дети

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28) .

В связи с этим, не совсем понятны последующие слова Иисуса. вновь Господь удивляет слушателя, как это Он часто делал: «Но меньший в Царствии Божием больше его?» (Лук.7:28)

Что это значит? Величайший не просто среди людей, но среди лучших, особо избранных людей оказывается меньшим. Как понимать эти слова Иисуса?

Нужно вспомнить жизненный путь Иоанна. Хотя он и был дальним родственником Христа, они не встречались вплоть до того момента, когда Иисус пришел принять от него крещение а Иордане. Потом вновь их пути разошлись, и пророк только слышал о том, что совершал Господь. Жизнь Иоанна прервалась примерно за полгода до Голгофского креста. Отметим, что даже своим возрастом, идентичным возрасту Иисуса, предтеча указывал на Христа. Но он только указывал на Того, с Кем близко общались другие.

Сам же Иоанн был лишен того, чтобы лицезреть исцеления неизлечимо больных, восстановления инвалидов и калек. Он не видел ни одного воскресшего, не слышал ни одной проповеди Иисуса и не имел преимущества хождения рядом с Ним, каковое имели последователи Спасителя. Иоанна Крестителя не дожил до вечери, где Иисус утвердил Новый Завет, не смог быть у подножия креста. Ему не являлся Христос воскресший из мертвых с ранами от гвоздей. А после этого предтече на была послана особая сила Святого Духа, сила раннего дождя, который излился на Христовых учеников. Иоанн не был воскрешен, чтобы участвовать во всех этих событиях в отличие от Лазаря.

Среди сынов и дочерей Царства Божьего, которое он сам провозглашал, Иоанн Креститель оказался лишенным преимущества участвовать в событиях, сопровождающих установления этого Царства Божьей благодати на земле. Он сеял семена этой благодати, но пожинали посев другие. Именно в этом и ни в каком другом смысле Иоанн оказался меньшим в Царстве Божьем, пришедшем на землю вместе с Иисусом Христом.

«И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лук.7:29,30) – во всех переводах Библии эти тексты считаются вставкой между словами Иисуса. Тем не менее, такие вставки не характерны для евангелиста Луки. Обычно он не комментирует, добавляя те или иные подробности к вышесказанному. Поэтому более логично было бы считать эти текст продолжением слов Спасителя. Тем более, что местоимение «Его» в тексте отсутствует.

То есть «народ слушавший» - это народ слушавший проповедь Иоанна Крестителя, а затем воздавший славу Богу тем, что крестились от него. При этом люди проявили послушание воле Божьей о них, чего не сделали книжники и фарисеи.

Особо Иисус отметил сборщиков налогов – самой ненавидимой в Иудее категории общества. Они считались изгоями, предателями и самыми страшными грешниками, самым дном израильского народа.

И это дно Иисус сравнивает с верхушкой Израиля – фарисеями и законниками не в пользу последних. Потому что те, кто считался отребьем, оказывается, стали исполнителями Божьей воли, а те, от кого это ожидалось в первую очередь, ее отвергли.

Их этих слов мы видим, насколько важно водное крещение для верующего человека. Это необходимый шаг в исполнении Божьей воли для людей. Стоящих перед выбором: креститься или нет? Крещением человек прославляет Бога, заявляет о своей принадлежности Богу, на родство с Ним и на то, что он послушен Богу. И этот шаг веры назван именем Иоанна Крестителя, величайшего из всех пророков.

Кроме того, крещение является символом покаяния, то есть признания себя грешником, чего высоко праведные фарисеи и законники допустить о себе не могли.

«Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?» (Лук.7:31).

То, что слова о реакции фарисеев на крещение говорит Сам Иисус, подтверждается еще и тем, что фраза «Господь сказал» присутствует только в Вульгате и в более поздних греческих рукописях. Скорее всего она была прибавлена, чтобы выделить слова о вере мытарей и неверии законников.

О каком роде говорит Спаситель?

«Род сей» относится как раз к тем, кто проявлял неверие проповеди Иоанна. Эту категорию израильского общества Иисус сравнил с капризными детьми, которым никак не угодить, которым всё не так и всё не то: «» (Лук.7:32-35).

Израилю с одной стороны был послан Иоанн Креститель, образ жизни которого резко отличался от образа жизни фарисеев, потому что пророк как говорил, так и жил безупречная репутация. Никто не мог найти ни изъянов в его характере, ни ошибок в его словах и делах.

Иоанн вел аскетический образ жизни близкий к фанатическому. Он избегал общественной жизни, собраний, обществ. Занимаясь исключительно проповедованием и крещением людей. Тем не менее он был отвергнут старейшинами и назван бесноватым: «Уж как-то он неестественно праведен!»

С другой стороны народу был дан Иисус, Который, наоборот, не отделял Себя от общества, был всегда в окружении людей, в гуще событий. Он охотно принимал приглашения на различные торжества и званые обеды, был другом раскаявшимся мытарям и грешникам.

О Христе многие говорили: «Всё хорошо делает». Тем не менее фарисеи и религиозная верхушка так же причислили Господа не к лику святых, а к лику бесноватых, утверждая что все чудеса произведены силой веельзевула.

В чем причина такого отношения? В том что деятельность Христа и Его предтечи подрывала авторитет иудейских религиозных вождей.

Авторитет не приходит сам собой, - его нужно зарабатывать. Его нужно подтверждать делами и отношением в людям. И если я думаю, что авторитет – это только знание, положение или обилие правильных слов, то я скоро скачусь к высокомерию, заносчивости и к болезни, называемо нарциссизм: «Я – нарцисс саронский, я –лилия долин».

Авторитет необходимо заслуживать день за днем, поступком за поступком, посвящая себя людям в любви к ним. Именно так зарабатывал авторитет Господь Иисус. И если мы хотим, чтобы люди уважали нас, нам следует научиться у Христа бережному к ним отношению, научиться деликатности, скромности, отзывчивости, пониманию.

Всё это делает нас ближе не только к людям, но это приближает нас к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.