Еще один итог нынешних выборов: в Госдуме, да и в региональных парламентах появилось много новых лиц.
И это коснулось даже партии власти, которая традиционно старается меняться как можно меньше - в этом году список кандидатов в Годуму от партии «Единая Россия» серьезно обновился.
Возможно, в этом и заключается новая стратегия власти - если верить предсказаниям в СМИ. В частности, в журнале “Собеседник” появлялись предположения, что Кремль, возможно, захотел существенного обновления фракции “Единой России” в Госдуме. То есть, по прогнозам “Собеседника”, не исключено, что громкие отставки губернаторов и силовиков решили дополнить чистками и в депутатском корпусе – все по формуле Макиавелли:
“Князю приходится жить всегда с тем же народом, но он может обойтись без одних и тех же знатных”.
Так это или нет - но на нынешних выборах действительно появилось много новых кандидатов. Однако в разных регионах можно было встретить и политических долгожителей – кандидатов, которые уже поучаствовали во многих избирательных кампаниях.
Например, в Волгограде на выборы опять пошел единоросс Олег Савченко, депутат областной Думы. Он решил побороться за свой новый депутатский срок.
Савченко еще по выборам прошлых лет запомнился волгоградцам лозунгом, что местные жители – не папуасы. Его заявление вызвало тогда ожесточенные споры в соцсетях – уместно ли вообще использовать выражение “папуасы” при обсуждении волгоградских выборов.
Лозунг был направлен против тогдашнего губернатора, которого упрекали в тесных связях с нефтяными предпринимателями из Москвы – звучали обвинения, что они превратили область чуть ли не в свою колонию. Впрочем, и сам Савченко пришел в Волгоград тоже из Москвы, когда акции местных предприятий стали скупать представители группы МДМ банка.
За время предвыборной борьбы волгоградцы тогда узнали о Савченко от него самого немало интересного - как он начинал трудовую жизнь грузчиком, торговал квасом из бочки, был игроком высшей лиги страны по гандболу, ввозил компьютеры из Сингапура, а потом пошел в кооперативное строительство и в большой бизнес.
У коммунистов, понятно, главный политический долгожитель - Геннадий Зюганов - и он давно радует избирателей яркими заявлениями. Журнал “Сноб” напоминал, как во время одной из избирательных компаний лидер КПРФ вдруг поставил такой диагноз правительству: "Власть заразилась бациллами антисоветизма" - за то, что по его словам, чиновники стыдливо драпируют здание Мавзолея Ленина по праздникам. А для другой части избирателей Зюганов обращался к другим реликвиям. Вспоминается, как в Москву с Афона привезли пояс Богородицы - глава КПРФ тоже пришел приложиться к православной святыне, и фотокорреспонденты запечатлели, как Зюганов с каким-то жутким выражением лица дотрагивается до пояса.
“А потом пошел в Мавзолей и доложил”, - такие комментарии к этому снимку приводил “Сноб”.
Еще один политический долгожитель - бывший нижегородский мэр Юрий Лебедев. Теперь он пошел в местное Законодательное собрание.
У Лебедева – просто удивительная политическая судьба. Как напоминали газеты, он даже одно время находился под следствием по фактам расходования казенных денег на проживание в дорогой московской гостинице и на просмотр там платных видеоканалов, как их называют, “для взрослых”.
И Лебедев тогда стал чуть ли не единственным мэром, о перспективах которого высказывался лично президент: Владимир Путин, имея в виду острые проблемы в гороском хозяйстве в Нижнем Новгороде, заметил тогда, что шансов у Лебедева переизбраться на новый срок немного. Но Лебедев на очередных выборах заявил, что он не политический труп – и оказался прав.
Его соперник, представитель одной из проправительственных думских фракций Вадим Булавинов, буквально выбивался из сил. Он произносил пламенные речи и много шутил – например, рассказывал избирателям, что это неправда, когда говорят, что если Булавинов приезжает в деревню, то у коров падают надои.
Но шутки Булавинову не помогли. Он проиграл – и как говорили некоторые наблюдатели, вместе с ним проиграли и федеральные структуры: Лебедев опять стал мэром. А теперь, два десятилетия спустя, его целью стало место в местном парламенте.
О других политических долгожителях на выборах - в следующей публикации, в продолжении наших предвыборных историй.