Найти тему
Joke DJ OFFICIAL

Чем хороша новая "Дюна"? И почему она так ужасна?

Оглавление

Раньше мне казалось, что российскому кинематографу – хана. Но, как выяснилось, нет.

ХАНА МИРОВОМУ КИНЕМАТОГРАФУ.

Коллаж с просторов Сети (Фото: "Яндекс.Картинки")
Коллаж с просторов Сети (Фото: "Яндекс.Картинки")

Обычно я редко пишу на подобные темы. Канал всё-таки музыкальный. Но тут дело такое, что слова напрашиваются сами собой. Думаю, о «Дюне» сегодня не говорит только немой или незаинтересованный. А таких, похоже, нет. И потому сразу скажу – если вы фанат версии-2021, она для вас самая лучшая и безукоризненная, то лучше пройдите мимо поста, так как ничего хорошего вы не прочтёте. Лишний раз ругаться в комментариях я ни с кем не собираюсь (и это последнее китайское предупреждение))

А дело просто в том, что я, выйдя из кинотеатра, снова убедилась в том, что прокатное кино мертво окончательно и бесповоротно. И #«Дюна» - очередное тому подтверждение.

Чтобы не разгоняться слишком долго, заеду с места в карьер, а точнее, кратко пробегусь по всем аспектам. Обвинения в спойлерах не принимаются. Идите качайте с торрентов и смотрите))

Начнём с плюсов. А они есть и немалые. Или вы думали, что я только издеваться буду?..

  1. Атмосфера. Сразу скажу – книгу я читала урывками. Я не фанат фантастики, пусть и научной. Но в фильме, какой бы там ни была книга, атмосфера пустыни, планет, самого мира и его законов передана очень хорошо. Вот чего у американских киноделов не отнять – это именно «миротворчества»! Ну умеют они так напридумывать, в такую обёртку завернуть, что зритель будет готов им простить решительно всё, даже откровенную глупость!
  2. Саундтрек. Это опять к вопросу об атмосфере. Подчёркивает нужный характер нужного момента. Если на экране пустыня – на фоне жужжит что-то этническое. Если творится жуть – значит, музыка заставит вас сползти под кресло. Это то, чего в российских фильмах нет уже лет 20 и неизвестно, появится ли вообще когда-нибудь.
  3. Малоизвестные фактурные актёры. Одни и те же мордасы, которые пропихивают во все фильмы, какие ни возьми, согласитесь, рано или поздно надоедают, какими бы там талантливыми они ни были. И не надо мне доказывать, что кхал Дрого и вот тот смазливый мальчишка – распиаренные и широкоизвестные личности. Не надо. Не в каждом фильме они мелькают. А потому оно и здорово. Приятно видеть новые лица, которые встречаются не так часто.
  4. Расовая пестрота. Вот это первый фильм, в котором обилие… людей-вы-поняли-какого-цвета-кожи не притянуто за уши. Пустыня, пески, этнические завывания на фоне – это очень даже атмосферно.
Испугались? А нечего было из спячки будить! (Фото: "Яндекс. Картинки")
Испугались? А нечего было из спячки будить! (Фото: "Яндекс. Картинки")

На том плюсы заканчиваются. И теперь – спискота минусов. Фанатов сего творения в последний раз прошу не читать. Итак, вас предупредили:

  1. Несуразный сценарий. Фильм не выглядит цельным произведением. То ли в Америке разучились выпускать думающих сценаристов, то ли… Суть не меняется: сценарий фильма безобразен. Из него выкинуты целые пласты, которые могли бы объяснить, что за дичь творится на экране и почему. Зато оставлены фрагменты, которые во сто лет не сдались, напиханы диалоги, которые ничего не значат и не раскрывают персонажей. Сюжетные линии, которых столько, что я в кинозале сбилась со счёту, раскрываются, раскрываются, раскрываются… Стоп, а закрывать их кто-нибудь будет уже?! Хотя б одну? Взять тот же монолог Чани в самом начале, ничем не обоснованный, не повторяющийся, не закольцованный. Он там нафиг не нужен. И таких примеров ещё десятки.
  2. Отсутствие действий. Насколько я помню, «Дюна» - это сплошные действия. Преодоления, бои, частые бои. Где это всё в фильме? Нападения происходят стихийно, боевые действия занимают от силы полторы минуты, причём они так интересны, что обзеваться можно. Зато болтота, которая почти не влияет на сюжет – добрых 15 минут. Ребята, вы фильм снимали или книгу читали по ролям?
  3. Персонажи. В книге каждый из них очень неоднозначен. Герои «Игры престолов» ещё в очереди постоят. Что Пол, что его мать (особенно мать, да), отец, доктор-изменник – все они производят очень противоречивое впечатление. Тем они и интересны. В фильме же образы провалены полностью, будто режиссёр и сам не знал, чего ему хотелось увидеть. А актёры как поняли (вот как он объяснил), так и воплотили… Наследник не производит впечатление наследника. Или по мнению режиссёра, феодалы будущего, причём имеющие нехилую военную подготовку, все именно так и ходят – короткими шажками, да ещё со СГОРБЛЕННОЙ спиной? М-да…
  4. Ориентированность на фанатов. Если кратко, то киноделы наступили на те же грабли, что и создатели «Варкрафта» - они сняли фильм, который понятен только «посвящённым». То есть тем, кто книгу читал. Хочется напомнить всем, кто закончил хвалёные институты кинематографии и прочей научноподобной ориентации – кино есть отдельное произведение искусства. А значит, оно должно быть понятно всем и каждому. Но… не в этот раз. Жаль.
  5. Отсутствие внятной повестки. Как уже было сказано, режиссёр понаоткрывал кучу сюжетных линий, но толком закрыть не смог ни одну. А это уже полный провал с точки зрения обычного монтажа. Любое произведение искусства, даже многоуровневое, всегда имеет чёткое деление, знакомое всем со школы: «завязка-кульминация-развязка». Ничего этого здесь нет, одни сплошные завязки. Плюс нет объяснения, чем же заклятые враги наших героев – Харконнены – так ужасны и плохи? Что конкретно они сделали бедным фрименам? Ах, работать заставляли?.. Да уж, угнетатели те ещё! Издевались над пленными? А где это? Я это знаю лишь со слов их идеологических противников. Нет визуальных доказательств – нет и ситуации. И чем конкретно Атрейдесы лучше? А вдруг они любят котам хвосты прищемлять, просто это не показано? И это ключевая боль фильма – нам ничего НЕ ПОКАЗЫВАЮТ. Помните тот ужас, какой наводил Саурон, появляясь всего на минуту во «Властелине колец»? Как становилось не по себе при виде логова орков или воплях пленённого ими Голлума? Помните, как мы начинали мелко дрожать, услышав одно лишь дыхание Дарта Вейдера? Скажете, это детское кино? Да, но даже в детском кино злодеи не вызывали вопросов. Имперцы в «Звёздных войнах», не моргнув глазом, с холодным цинизмом, от которого волосы на голове шевелились, разносили планеты в мелкие щепки, не испытывая ни малейших угрызений совести (Мать честная…). Где что-то подобное в «Дюне»? А нету… Слушайте диалоги да верьте на слово.
Лето Атрейдес - режиссёру: "Господи, какая ж это %#^n/я, какой смысл??"
Лето Атрейдес - режиссёру: "Господи, какая ж это %#^n/я, какой смысл??"

Так что с «Дюной» следовало бы сделать?

Раз уж на то пошло, то снимать надо было не фильм. Снимать надо было сериал. Вот там режиссёру было бы где развернуться, и персонажи бы заиграли новыми красками. И все сюжетные линии закрылись бы когда надо и где надо, а не так, что прошло уже три часа (ТРИ ЧАСА!!!), а вы от силы половину первой книги показали. И то с колоссальными вырезками. Тот же Питер Джексон во "Властелине" в двадцать минут обрисовал всю предысторию и давай себе крутить повествование дальше. Но «Дюне» не повезло: тут пытались впихнуть невпихуемое, вырезав нужное.

Что по итогу?

- Художнику и монтажёру – каждому по 10 баллов за волшебную красоту планет (я аж засмотрелась).

- Композитору – 10 баллов за то, что не отстал от художника и монтажёра.

- Режиссёру со сценаристом… да по нулям и сдать Харконненам на перевоспитание и не выпускать до полного исцеления. Уж те-то знают, что с ними делать)

Одним словом, чем дальше в лес, чем больше мировое кино «развивается», тем картинка красочней, а сценарии всё глупее и глупее. Создатели фильмов будто бы позабыли, что даже в супергеройском жанре ключевое – это не графика, не эффекты, а сценарий. Сценарий – это стержень, позвоночник, который держит на себе все остальные «рёбра». И если он слаб или его нет, то как думаете, сколько эта красота без него протянет?..

Жаль, что и «Дюну» не обошла стороной эта погоня прокатного кино за хорошей графикой и полным игнором смысла. Не в те руки она попала. Хотя не факт, что другие бы сняли лучше.

Смотреть ли «Дюну»? Да, даже если вы никогда не читали и вообще не любите «фэнтэзю». Чтобы просто быть в курсе. Только лучше подождите, пока закончится прокат в кино. Не стоит она денег.

Ну всё, можно и перевести дыхание) Вы, кстати, уже успели заценить сие творение или только собираетесь? Пишите в комментариях, чем вам понравилась новая "Дюна" и что было бы, если б экранизацию поручили Джексону/ Нолану/ Спилбергу или любому другому режиссёру?)) Давайте поспорим!

И да, старайтесь в комментариях лишний раз друг друга не царапать. Мы же в цивилизованном обществе живём, а не на задворках))