Игорь Всеволодович Можейко, больше известный под своим псевдонимом "Кир Булычев" по праву считается одним из отцов-основателей советской фантастики. Он написал множество романов для взрослых читателей, научных трудов, стихов... Но для многих и многих читателей Кир Булычев в первую очередь был, есть и будет "папой" Алисы Селезневой, девочки из будущего, романы про которую вошли в золотой фонд советской детской литературы.
Первые истории про "девочку, с которой никогда ничего не случалось" Булычев написал еще в 1965 году, а последний из романов про Алису датируется 2003 годом, годом, когда Булычева не стало. Нет сомнений, что если бы Кир Булычев был жив, он скорее всего продолжил бы писать про приключения Алисы.
52 повести, взрослеющая на наших глазах девочка из будущего, попадающая то в прошлое, то в заповедник сказок, то в центр земли, то на дно океана, то на планету, потерявшую память. Какие-то повести были сильнее, какие-то слабее. Про Алису было снято несколько фильмов, но самым известным из них остается, конечно, "Гостья из будущего", снятая по повести "Сто лет тому вперед". По Алисе в исполнении неземной Натальи Гусевой сходили с ума все мальчишки - и девчонки тоже.
Большой любовью пользовался и мультфильм "Тайна третьей планеты", снятый Романом Качановым по повести "Алиса и Три капитана".
Но мы сейчас поговорим о самих книгах Булычева. Признаюсь честно, все повести из цикла про Алису я не читала, только те, что были в выпущенном семитомнике. Более поздние вещи я пыталась читать, совсем недавно, брала их в детской библиотеке, но они у меня совсем не пошли.
Самая новая из повестей, что я читала, это повесть с участием рабыни Заури (мои ровесники улыбнутся при отсылке к сериалу "Рабыня Изаура"), которую я в свое время читала в "Пионерской правде", с нетерпением ожидая новых выпусков. Говоря откровенно, это, конечно, не самая лучшая вещь Булычева, тем не менее, она обладает своим обаянием и вполне увлекательным сюжетом.
Самыми любимыми повестями из цикла про Алису у меня были - и остаются — повести, связанные с корабликом "Гай-До". "Гай-до", "Конец Атлантиды", "Город без памяти", в этих историях, как и в более позднем "Лиловом шаре", есть свое мрачноватое обаяние, далекое от веселья того же путешествия на планету Пенелопу. Есть у меня ощущение, что Булычев писал эти истории в какой-то сложный для него жизненный период, может, поэтому они стоят - с моей точки зрения - особняком во всей серии.
Тот шеститомник, что стоит сейчас в книжном шкафу моей старшей дочери, проиллюстрирован Евгением Мигуновым — художником, подарившем девочке из будущего ее канонический облик. Практически все художники, а также создатели фильмов и мультфильмов про Алису Селезневу, ориентировались именно на работы Евгения Мигунова.
Мне очень нравится тот образ Алисы, который создал Мигунов, пусть он немного и отличается от того образа, который описывался поначалу самим Булычевым: "высокая спортивная стриженная светловолосая девочка в красном комбинезоне" превратилась в невысокую и русоволосую у Мигунова. Художник ориентируется на более детскую внешность Алисы. Но этот образ стал родным для всех, в том числе и для Булычева, который не раз говорил, что сам он теперь представляет Алису только как "мигуновскую", и называл художника своим соавтором.
Ещё больше любимых книжек из детства - в подборке по ссылке (тыц!)