Найти тему
Прекрасное Далёко

Самый главный закон композиции - закон цельности.

Композиция в изобразительном искусстве один из самых сложных и важных предметов. Без нее нельзя успешно нарисовать ни одну работу: пейзаж, натюрморт или портрет, тем более - большие многофигурные картины. Именно композиция выражает эмоции и чувства художника и делает это всеми изобразительными средствами, такими как: рисунок, цвет, светотень, перспектива, фактура.

Фото автора. Тяглов А.А. Композиционные наброски.
Фото автора. Тяглов А.А. Композиционные наброски.

В каком бы стиле не работали художники: реализм, классицизм, барроко, модернизм, они используют общие принципы построения композиции. Без них невозможно решить пространство картины, передать ее идею.

Так в работе Тягловой Н.В. « Натюрморт с шарами», композиция пространства решается условными плоскостями, где лишь угадывается форма предметов. Смысловой центр шар, его форму повторяют кувшины, стоящие на плоскости. Авангардная работа имеет четко отработанную композицию, где нет случайностей. Общее стилистическое и цветовое решение объединяет натюрморт.

Фото автора. Тяглова Н.В. " Натюрморт с шарами".
Фото автора. Тяглова Н.В. " Натюрморт с шарами".

Один из самых главных законов композиции - это закон цельности. Благодаря этому закону картина воспринимается как единое неделимое целое. Это значит, что композиция решается как общая конструкция. Невозможно воспринимать ее части отдельно. Ничего нельзя отрезать и ничего нельзя добавить.

Фото автора. Тяглов А.А. Композиционный набросок триптиха на тему " Море".
Фото автора. Тяглов А.А. Композиционный набросок триптиха на тему " Море".

На уроках композиции мы делали тест, когда закрывали листом части нарисованного наброска композиции и смотрели, есть ли лишнее. Те части, которые не влияли на общее решение работы, были не нужны. Таким способом можно добавить выразительности или остроту в композиционное решение, отсечь неважное.

Неделимости композиции можно добиться, если у художника есть задумка, идея построения картины, которой подчиняется все. Как правило, вначале компонуются общие объемы, а детали, элементы уже вписываются в них.

Фото автора. Тяглов А.А.  Композиционный эскиз работы. "Военные годы". Здесь художник прежде всего решает общее движение , динамику композиции.
Фото автора. Тяглов А.А. Композиционный эскиз работы. "Военные годы". Здесь художник прежде всего решает общее движение , динамику композиции.

Художники делают вначале композиционные наброски, где будущая работа представляется очень схематично. Именно на этом этапе и рождается сама задумка. Только найдя расположение всех больших объемов, их движение и пропорции, можно вписывать туда людей, дома, машины и животных.

Если на небольших этюдах художники могут прикидывать композиционное решение в голове, то в серьезных картинах без большой подготовительной работы, без композиционных почеркушек, набросков и зарисовок не обойтись. Это начальный и важный этап работы, которым нельзя пренебрегать. Иначе потом не решенная композиция развалит всю картину и пойдет насмарку вся работа.

Фото автора. Тяглов А.А. Эскиз картины "Похоронка".  Здесь минимальное цветовое решение, главное тональный разбор. Самое светлое - смысловой центр.
Фото автора. Тяглов А.А. Эскиз картины "Похоронка". Здесь минимальное цветовое решение, главное тональный разбор. Самое светлое - смысловой центр.

Другим важным моментом для закона цельности композиции является согласованность и смысловая связь всех элементов картины. В композиции нет случайных моментов, одно вытекает из другого, детали подчиняются композиционному центру, в тоже время дополняют и объясняют его смысл. Здесь присутствует убедительная логика, точный расчет всех моментов работы.

Это касается смысловой части картины и изобразительной формы. Ведь в реальном пространстве все части подчинены целому. Воздушная перспектива, влияние цвета друг на друга, общий колорит, глубина пространства, его восприятие человеком возможны только в целостном видении окружающего мира. А картина и есть его отражение, и она должна быть тоже целостной.

Фото автора. Папко В.Ф. " За Родину".
Фото автора. Папко В.Ф. " За Родину".

В картине художника Папко В.Ф. «За Родину» хорошо читаются линии композиции, которые пересекают холст, образуют движение, замыкают его, усиливают напряжение и драматизм. Линии подчеркивают падение с лошади убитого солдата, уронившего знамя, красное как его кровь, как зарница горящей родной земли. Второй боец успевает подхватить древко знамени, и это символично. Взгляд зрителя идет по кругу, выхватывая новые и новые детали картины, которые углубляют содержание работы. Картина читается целостно, в ней отражается трагизм и атмосфера напряженного боя.

Для композиции важна неповторимость ее элементов. То есть, как бы цельно не смотрелась работа, все ее элементы должны быть разными, иметь свою индивидуальность. В жизни нет повторяющихся пятен, силуэтов, форм. Разные люди, разные вроде бы похожие животные, растения. И это характерно для всего живого. Нет одинакового заката, облаков на небе, настроения в пейзаже. И художнику необходимо следить за отсутствием повторов на картине.

Фото автора. Тропицин К. эскиз монументальной росписи  "Знаки зодиака".
Фото автора. Тропицин К. эскиз монументальной росписи "Знаки зодиака".

Так в эскизе монументальной росписи Тропицина К. « Знаки зодиака», вся работа делится на темные и светлые полосы. Чередование силуэтов и составляет композиционное решение. Фигуры решены в единой стилистике, но каждая имеет свой индивидуальный образ. Центр росписи выделяется кругом, в который вписаны центральные фигуры. Динамика кругового движения и статичность фигур – неординарный подход художника к теме.

Фото автора. Тяглов А.А. Композиционные наброски. Очень часто почеркушки делаются на том, что попадется под руку у художника. Главное  успеть зарисовать идею композиции.
Фото автора. Тяглов А.А. Композиционные наброски. Очень часто почеркушки делаются на том, что попадется под руку у художника. Главное успеть зарисовать идею композиции.

Композиция объединяет мыслью, идеей, общим решением разное и индивидуальное в одно событие, которое звучит целостно. И это самый первый и важный ее закон.

О композиции можно говорить много, эта статья только открывает эту тему. Делая анализ картин мастеров, работающих в разных стилях, я тоже обязательно разбираю композиции работ. Сама, когда работаю творчески, постоянно решаю на практике проблемы композиции и знаю, как она важна.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.