Найти тему

Диалог с мусульманином. Нам друг друга не понять?

Зачастую на пространстве нашей необъятной родины случаются бытовые диспуты на теологические темы. Рядовые православные христиане и рядовые мусульмане, не имеющие богословского образования, пытаются понять друг друга, донести свою позицию или переубедить оппонента, руководствуясь идеями милосердия и любви, преследуя цель «спасти душу» собеседника.

Время от времени разговоры натыкаются на непреодолимые препятствия в понимании сути одних и тех же объектов или явлений. Как правило первым таким препятствием является понимание сущности Бога. Православные, руководствуясь догматикой церкви, основанной на решениях Вселенских соборов, представляют Бога как единое Божество в трех равночестных ипостасях: Бог-Отец (Яхве), Бог-Сын (Иисус, Божье слово) и Бог-Святой дух (проявление Божественной силы. Вдохновитель святых писаний).

Мусульмане, основываясь на недвусмысленных аятах из Корана, воспринимают Бога как Создателя всего сущего, который не является сам созданием или частью его, не является воплощённым в создание и всегда отделен от тварного мира своей сущностью. Иисуса (мир ему!) мусульмане воспринимают как величайшего пророка, человека, чудесно рождённого, подобного Адаму – первому человеку на земле.

Святой дух воспринимается мусульманами как Архангел Гавриил, являвшийся ко всем пророкам, передававшим им Божественные откровения. Логика, разум и Писания не позволяют принять догмат о троице, принятый христианами на I Вселенском соборе в 325 году. Они убеждены, что пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение!) был послан ко всем людям на земле для вразумления и ликвидации элементов многобожия в их верованиях.

Для христианина не понятно, почему по логике мусульман Бог не может стать человеком, если Он всемогущ, а мусульмане считают такой подход к пониманию сущности Бога противоречащим Писаниям и воспринимают его как попытку возвеличить человека идеей Боговоплощения, Богоподобия, Богосыновства и наследования у Бога его царствия. Упоминание людей как детей Бога в предшествующих Корану Писаниях мусульмане воспринимают в метафоричном, а не сущностном значении, считая себя рабами Аллаха (Бога, Творца, Создателя), так как полностью зависимы от Него и не равны Ему ни в чем.

По этим же причинам мусульмане не приемлют никакого поклонения, ни великого, приличествующего Творцу, ни почитательного, которое узаконено у христиан VII Вселенским собором по отношению к святым, иконам, кресту. Это воспринимается как явные элементы многобожия, так как мусульмане убеждены, что все зависит от одного лишь Аллаха, и Его им достаточно в полной мере. Любовь же к пророкам, ангелам, благочестивым людям и прочему, связанному с Богом, не перерастает в поклонение им.

Практикуемые православными христианами обряды получения благодати от сотворенного (крест, мощи, иконы) либо обращения к святым, пророкам, ангелам категорически не приемлемы для мусульманина в связи с тем, что для него источником благодати, любви, устремлений, молитв, страха и надежд является один Господь Бог.

Не сойдясь в понимании сущности Создателя спор перетекает в плоскость источников, на основании которых эти выводы сформированы.

Христиане при этом ссылаются на Новозаветные книги Библии и не признают Коран в связи с убежденностью в исполнении всех пророчеств Иисусом (мир ему!) и отсутствием надобности в каком-либо другом пророке.

Мусульмане, ссылаясь главным образом на пророчества Исаии, Второзакония, Бытия и Евангелия от Матфея убеждены в том, что предыдущие Писания указывали на пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение!), видят они пророчества о нем и в индуистских источниках, ссылаются на научный фактор Корана, который сложно поставить под сомнение, всё больше и больше убеждаясь в надежности Корана, как источника, которому можно и нужно доверять. Догматика мусульман, основываясь на Коране, воспринимает пророка Мухаммада  (мир ему и Божье благословение!) как пророка, посланного ко всему человечеству, а не отдельно взятому народу, а Коран – как единственное известное нам Писание – прямую речь Бога, которое отменило действие всех предыдущих Писаний, утвердив Божий закон до конца времён.

Наличие разночтений и нестыковок в Новозаветных текстах воспринимается христианами как подтверждение отсутствия сговора авторов при их написании, а мусульманами – как интерполяции (искажения, вносимые людьми) в Божественные писания.

Мусульмане не руководствуются Новозаветными текстами не только по причине отмены их постановлений Кораном, но и в связи с анонимностью автором и отсутствия письменных оригиналов, а также надежных механизмов (подобно пятикратной молитве с обязательным коллективным чтением в оригинале Корана у мусульман) передачи и сохранения Писания в устном традиции, понимая, что последователи Христа (мир ему!) были более 300 лет гонимы, что способствовало утере Писания, в отличии от последователей Мухаммада (мир ему и Божье благословение!), которые создали мощное теократическое государство, являющееся условием сохранения и распространения Корана.

Как показывает практика, две эти причины являются двумя главными водоразделами в догматике двух самых распространённых конфессий нашей страны, и нет универсального единого механизма, способного помочь людям их преодолеть.

Как сказано в Священном Коране «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (Сура 2 аят 256).