Прочитал статью, в которой говорилось, что Венеция стоит на сваях из лиственницы, привезенной из Предуралья. Называли эту лиственницу "пермский карагай". Мне стало интересно, могло ли такое произойти на самом деле? Ведь где находится Венеция, а где Урал?
В интернете есть много информации по теме: на каких сваях стоит Венеция. Во всех статьях приводится высказывание итальянского историка Тентори, которое он сделал в своей истории Венеции, написанной в XVII веке: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».
Действительно, историк такой существовал и написал 12-томную историю создания Венеции. Искать в 12 томах приведенную цитату я не стал. Точнее сказать, я два дня изучал один том истории и понял, что тратить свое время больше не хочу. Зато я поискал в интернете, не занимался ли поиском кто-нибудь вместо меня и, о чудо, наткнулся на статью, где автор очень убедительно все рассказывает и раскладывает относительно высказывания историка Тентори. Вывод автора такой: цитаты про карагай в истории Венеции, написанной Тентори, нет.
Я, изучив материал, пришел к некоторым заключениям, которыми хочу поделиться.
- Венеция строилась в 500-700 годах н.в., а город Пермь основан в 1721 году, до этого времени существовал город Егошиха и, следовательно, лес во времена строительства Венеции не мог носить название "пермский".
- Карагай - это топоним тюркского происхождения. В переводе с башкирского языка означает "сосна", а в переводе с татарского языка означает "лиственница". Из истории мы знаем, что земли, на которых сейчас расположена Башкирия, Татария и Пермская область, некогда была заселена булгарами - тюркским народом. Следовательно, упоминание лиственницы в летописях под названием "карагай" вполне могло быть.
- Удельная плотность лиственницы 550-590 кг/куб.м Таким образом одна свая длиной 3 п.м и диаметром 0,3 м весит около 116 кг. Транспортные суда времен строительства Венеции, типа барзы или галеона имели водоизмещение 1000 - 1200 тонн и могли взять груз массой до 700 тонн. Это около 6000 свай. На фундамент для дома площадью 50 кв.м понадобилось бы около 600 свай. Следовательно, одно судно могло бы доставить сваи для строительства 10 маленьких домов. Вам не кажется, что это абсурд? В одном источнике указывается, что церковь Санта-Мария делла Салюте была построена на 1106657 сваях и каждая имела длину по 4 метра. Можете представить себе масштаб строительства?
- Следующий вопрос: из какого порта могла бы быть осуществлена доставка груза в Венецию? Маршрут: Предуралье - Кама - Волга - Астрахань, но Астрахань находится на Каспийском море и связи с Черным морем не имеет. Следовательно, опять тупик.
- В одной из статей было написано, что лиственницу сплавляли по рекам. Тоже сомнительная процедура, так как свежесрубленная лиственница тонет. Подсушенная лиственница через какое-то время вбирает в себя потерянную влагу и тоже тонет.
- В научной статье Николетты Мартинелли приводятся данные, что в 1516 -1520 г.г. лиственница в Венецию поступала из лесов Croda da Lago и Fodara vedla, а это всего 160 км от Венеции. Я предполагаю, что именно из этих лесов лиственница поставлялась в Венецию для строительства с самого начала.
- Можно было еще предположить, что для изготовления свай могли использовать части захваченных кораблей, но как выяснилось, лиственница в кораблестроении не применялась.
Вывод: как бы россиянам ни хотелось быть причастными к строительству Венеции, но мы к этому не имеем никакого отношения.
А что думаете вы? Пишите в комментариях, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал.
Ваш Петрович