Приветствую всех читателей и подписчиков канала. Сегодня мы поговорим об обуви. Всего обнаружено 5 пар: 3 в палатке, одни на ногах Тибо-Бриньоля, и 1 на ноге Слободина. Второй валенок, так и не нашли. По крайней мере, родственники его не получали, если исходить из протокола опознания вещей. Поэтому в сети упорно муссируются слухи, что валенок не хватает по числу туристов. Отсюда делаются выводы об инсценировке на перевале. Однако самый простой ответ: валенок и было всего 5 пар: пропал только один с ноги Слободина.
Самое примечательное, что валенки в принципе не спрячешь. Они видны на фотографиях, например, вот Тибо со своими валенками. При опознании вещей эти валенки родственникам не передали, хотя они были на ногах у Николая. Причины, думаю понятны.
Вот Александр Колеватов, с валенками, которые были взяты у Саши Багаутдинова.
Родственникам Слободина отдали один валенок, судьба второго неизвестна.
Родители Люды Дубининой опознали чёрные новые валенки, хотя мне непонятно, как она их несла, на фото прощания тех самых валенок, притороченных к рюкзаку не видно.
Отец Юры Кривонищенко также опознал «черные валенки, старые, подшитые толстым слоем серой кошмы» и расписался в их получении.
Получается, что валенок не было у Золотарёва, Дятлова, Колмогоровой и Дорошенко. Странного в этом ничего не вижу, учитывая то, что в поход 1957 года, участники брали всего 2 пары, которые использовались дежурными. Что даёт нам эта информация?
Ну во-первых, можно предположить, что в момент аварии дежурили Слободин и Тибо. Рустэм, судя по всему, был безотказным и дежурил почти всё время, если судить по дневнику Колмогоровой, которая постоянно упоминает о дежурствах с Рустиком. Николай, возможно, отрабатывал свою провинность. Помните, его не заставили дежурить 30 января, если исходить из дневника Колмогоровой.
Во-вторых, также можно предположить, что ночёвку без печки ребята на перевале устраивать не собирались. Это следует из вопросов, которые Юрию Юдину задавала Майя Пискарёва:
Обычно все брали что- то теплое на ноги, когда ноги в тепле, то и телу тепло. Брали обычно носки меховые, как правило, некоторые, а некоторые делали бурки. Вот такие бурки были у Золотарева, они были стеганные, на вате, он надевал их только перед сном... ну кто как...у Кривонищенко были меховые бурки. В обуви, конечно, не спали, т.е. вернее в ботинках не спали, их обычно снимали, ну в валенках, конечно, спали, у кого были, на холодной ночевке я имею ввиду , только накрывались одеялами.
цитата с сайта samlib.ru
Если бы группа спала без печки, валенки бы у всех были на ногах, а не валялись бесхозными в палатке.
Но здесь возникает вопрос: кто оставил след каблука на перевале, который нашли и сфотографировали поисковики? Если Золотарёв использовал бурки в качестве сменной обуви, то как вариант, выглядели они так.
Эти бурки на ногах Семёна описал Возрождённый, без указания наличия подошвы. Такой обувкой отпечатать каблук на снегу нельзя. Да и сами бурки с подошвой слабо подходят для сменной обуви, которые надевают перед сном.
Также непонятно, где именно сфотографирован этот след: рядом с цепочкой остальных или отдельно. Пока это единственное косвенное свидетельство того, что на перевале могли быть посторонние до начала официальных поисков.
Также возникают вопросы по времени аварии. Группа не спала. На это указывает неустановленная печка, и отсутствие валенок на ногах у части группы. Ребята ужинали? Но ведь палатка получается установлена не до конца, печки нет, а ведь её брали с собой. Как же негласный закон группы: сначала переделать всю работу, потом к костру и за стол?