Здравствуйте!
Скажу честно, я несколько месяцев назад даже и не подозревала о существовании такой техники - экранопланы... И только, выстраивая и планируя путешествие в Дагестан, в описании экскурсии в Дербент нашла: "осмотр гигантского экраноплана "Лунь"...
Разумеется, начала искать информацию в Сети... И чем больше узнавала, тем больше росло желание увидеть эту уникальную машину.
Её суть в том, что она - и корабль, и самолёт одновременно. Назвали агрегат "Лунь". По имени хищной птицы из отряда ястребиных, которая способна стремительно и бесшумно летать низко над землёй.
Вот и механический огромный "Лунь", построенный в Горьком, на экспериментальном заводе "Волга", мог и плавать, и летать низко над водой и даже над землёй. Разгонялся почти до 500 км/ч. Ни один корабль до сих пор не способен развить такую скорость.
Нёс на себе 6 противокорабельных ракет "Москит" (одни из самых современных по тому времени). И ракеты, и сам корабль, поскольку передвигались на сверхмалых высотах, были невидимыми для радаров. Огромный "Лунь" мог появляться бесшумно. И лишь когда он на огромной скорости уже исчезал из виду, промчавшись мимо, приходил звук...
Проект был уникальный. В его основе - эффект экрана. В начале XX века пилоты заметили, что при небольших высотах над гладкой поверхностью какая-то сила увеличивала скорость самолёта, при этом снижала расход топлива. Удивительно! Но эта же сила мешала и совершить посадку...
Исследования показали, что на малых высотах под летающей машиной образуется динамическая воздушная подушка. Это явление всесторонне изучил конструктор Р. Е. Алексеев, который и разработал первые экранопланы - "КМ" и серию "Орлёнок".
"Лунь" был создан инженером В. Н. Кирилловых - учеником Р. Е. Алексеева. Строился летучий корабль в рамках наисекретнейшего "проекта 903" в течение 3 лет, с 1983 по 1986 год. В 1987 году его испытали на Волге. А затем разобрали чуть ли не до винтика и, соблюдая максимальную секретность, перевезли на Каспий. Здесь заново собрали и провели испытания. "Лунь" показал себя отлично. Он мог стремительно появиться, мгновенно уничтожить корабль противника (даже авианосец) и тут же скрыться, будучи при этом незаметным для радаров, неуловимым. Радиус его действия - 2000 км. Над водой, используя эффект экрана, мог летать на высоте до 10 м. А без экрана, как самолёт, над любой поверхностью - на высоте до 500 м. Ему был нипочём и шторм - до 6 баллов. Управлялся командой всего из 10 человек.
"Проект 903" пугал, раздражал и Америку, и Европу. В постперестроечный период Б. Ельцин, продолжая "курс на разоружение", в угоду заокеанским "партнёрам", приказал прекратить финансирование и полностью свернуть "проект 903". А ведь по этому проекту должен быть создан не только "Лунь", но целая серия подобных машин. Вторым на очереди стоял летучий корабль "Спасатель". Без ракет, но в нём должен был размещаться госпиталь на 500 мест. К моменту свёртывания проекта он был построен более чем на 70%.
За рубежом ни одного экраноплана не было создано. Как ответ на появление "Луня", американцы начали было разрабатывать "Боинг-Пеликан". Этот монструозный летучий корабль должен был по всем параметрам превосходить советский "Лунь". Но поскольку "проект 903" свернули, и у американцев отпала необходимость создавать подобный агрегат.
В начале девяностых с "Луня" сняли всё секретное и несекретное оборудование. Пустой металлический корпус поставили на хранение на территории завода "Дагдизель".
А чуть больше года назад, летом 2020 года, экраноплан перевезли в Дербент, установили на пляже. Возят к нему экскурсии... Говорят, что здесь со временем будет построен парк "Патриот". А "Лунь" - его первый экспонат...
Сегодня военных экранопланы не интересуют. Как боевые корабли они потеряли свою актуальность. Но ходили разговоры о том, что такие машины могут быть очень полезны для тушения лесных пожаров. Да и в качестве морских, океанских спасателей им тоже цены нет. Не исключено, что "Спасатель" всё же достроят - именно для тушения лесных пожаров.
Буду рада комментариям. Только пишите корректно, по-доброму. Даже если ваша точка зрения не совпадает с моей или читателей и комментаторов, всегда можно найти такие слова, чтобы, отстаивая своё мнение, никого не обидеть, не оскорбить.
Здоровья всем!