Найти в Дзене
В мире хороших книг

Федор Достоевский «Преступление и наказание» - 155 лет роману. От переосмысления к почитанию

Все-таки есть книги, которые просто нельзя читать в школьном возрасте. Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В первую очередь, из-за того, что их чтение носит характер обязательности, а значит заведомо настраивает ученика, что все будет глупо и крайне скучно.

И читает школяр, пролистывая диалоги, чтоб побыстрее отделаться от романа. В итоге – в голове мешанина, а в голове звучит голос учительницы, что люди разучились читать и ценить классику, хотя она сама читала роман еще в университете или едва придя работать в школу, чтоб не опозориться перед отличниками.

Да, учителя не перечитывают книги каждый год. Это просто невозможно физически. Неужто вы считали по-другому? Приходят на помощь краткие изложения произведений, старые читательские дневники, можно также полистать роман, вспоминая содержание… Но речь, собственно, о самой книге.

Вот то, что «Преступление и наказание» в любом случае запоминается школьникам – это признанный факт, с которым трудно поспорить. Куча других повестей и романов бесследно исчезают в ежедневной суете. А вот роман Достоевского мы помним. А разве мы запомнили бы на всю жизнь литературную «пустышку»? Нет, конечно же!

Но ученик, заранее настроенный враждебно к роману (он большой, читать надо быстро, к речи автора еще привыкнуть нужно) – такой ученик будет ли задаваться какими-либо вопросами при чтении, кроме одного: за что мне такие муки?

Вот и мое школьное воспоминание о романе таково. Услышав про «желтый билет», по которому работала Соня Мармеладова, я без задней мысли спросил у учительницы, что это за работа. Нет, это сейчас все умные и интернет повсюду. А в мои годы была только учительница.

А та вдруг зарделась и выгнала меня. Впервые за все годы я услышал: «Вон из класса!» Вот так вот. Как потом оказалось, одноклассники, заинтригованные моим удалением, а также мучимые тем же вопросом, что и я, от учительницы не отстали. Пришлось ей самой убегать в учительскую и жаловаться нашей лютой классной.

Про желтый билет мы, конечно, узнали, но… Зачем вводить в школьную программу произведение, где не последнюю роль играет проститутка, если, как вспоминается, сама учительница Соню проституткой ни разу не назвала. Мы все ждали, когда же это слово прозвучит. Не дождались. И вообще наша учительница всячески избегала говорить о Соне.

И причина не только в проституции. В СССР про религию тоже не принято было распространяться. А без религиозного мотива теряется сама суть преступления и наказания, а также раскаяние и перерождения героя.

В общем, та еще книга и для учителей, и для учеников. Не думаю, что многое изменилось с тех пор. Зато уверен, что «Преступление и наказание» обязательно надо перечитать во взрослом возрасте, когда уже способен мыслить самостоятельно, когда есть собственный жизненный опыт, позволяющий судить о людях и поступках.

В школьные годы впечатления от книги были ужаснейшие. Наверное, я ни за что на свете не перечитал бы ее. Но однажды случилось приболеть – гепатит А - желтуха, говоря по-простому. В палате, в которой лежал, предыдущим больным была оставлена одна-единственная книга. Угадайте, какая? Ну да, она самая – «Преступление и наказание».

Телефонов с интернетами, напомню, в ту пору еще не было. Пришлось читать. Вечером начал, а во втором часу ночи зашла медсестра и принялась ругаться, что не сплю, затем выключила свет. Так быстро пролетело время… Почему я словно потерялся, читая роман? Я же его терпеть не мог?

Зажечь свет испугался, чтоб не гневить медсестру. Пробовал читать при свете луны, но это только в книгах хорошо получается. В реальности читать невозможно. Что-то разобрать – да, а полноценно читать – нет! Лег спать. И ужас и мрак Петербурга Достоевского навалились на меня. О, я долго думал о прочитанном, пока не уснул.

А на следующий день после процедур продолжил чтение. Как раз начинались ненавистные когда-то диалоги. И до чего ж я был прежде неправ! Это прелесть, а не диалоги. Раскольников, к примеру, что-то доказывает, сам себе начинает противоречить, заговаривается, а Порфирий Петрович, посмеиваясь, тоненько так его поддевает.

В тот же день «Преступление и наказание» было дочитано. А я уже не просто думал о прочитанном. Я сопоставлял факты. Перечитывал некоторые эпизоды. Я впервые в жизни сам, а не по чьей-то указке, анализировал художественное произведение.

Я был очарован Соней Мармеладовой. И пусть она проститутка! Это меня волновало в последнюю очередь! Ведь Соня – та женщина, с которой мужчине всегда будет хорошо. Она сильная душевно, она добрая, она способна жертвовать ради других – она прекрасна.

Я испытывал двоякие чувства к Порфирию Петровичу. С одной стороны, он, конечно же, гениален. Но с другой – павлин павлином, любит похвастаться да покрасоваться.

В восторге был от злодеев – Лужина и Свидригайлова. Еще больше тронула настоящая дружба Дмитрия Разумихина и Родиона Раскольникова.

А вот вся семья Раскольниковых разочаровала. Тюфяк Родя, бессловесная сестрица Дуня, которая в большинстве сцен вообще в роли предмета интерьера. Мамаша, готовая пожертвовать дочерью ради счастья Родички. Или кто-то всерьез верит, что она не понимала, какую судьбу уготовила Дуне, выдавая ее на Лужина?

Я понял, что преступление, совершенное Раскольниковым, следует рассматривать не только с точки зрения уголовного права. Тут не обойтись без религии. Это же смертный грех! И постоянные звоночки, словно предупреждения, в виде знаков свыше преследуют Раскольникова. И именно поэтому он находит утешение в обществе Сони Мармеладовой. И она – в его.

Оба согрешили. Не убий, не прелюбодействуй! Смертные грехи персонажей. Это их сближает. Любовь приходит потом.

Как и читательская любовь к книге.

Уважаемые читатели канала! Комментируйте заметки, высказывайте свои мысли, если возникнет желание. Несогласие с позицией автора только приветствуется: всегда полезно знать другие точки зрения. Если что-то пришлось по душе, не стесняйтесь поставить класс - вам нетрудно, а мне приятно + помогает, как говорят, в продвижении канала.