Есть стойкий миф о закрепощении крестьян в колхозах. В разных вариациях звучит он примерно, что отсутствием паспорта у сельского населения, оно было "привязано" к колхозу. Однако, если рассмотреть внимательнее факты, то это утверждение не выдерживает никакой критики.
Во первых, в СССР до 1932 года, вообще не было единой паспортной системы. Только 27 декабря 1932 года выходит постановление ЦИК и СНК СССР № 57/1917, "в целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов". Ссылка на документ ниже:
27 декабря 1932 года постановление ЦИК и СНК СССР № 57/1917
Во вторых, постановление СНК СССР от 16 марта 1930 года, гарантировало свободный выход крестьян на отхожие промыслы и сезонные работы.
Постановления ЦИК и СНК СССР от 30.6.1931 и от 17.3.1933 предусматривали льготы по сельхозналогу, по страхованию и поставкам для отходников-единоличников и колхозников, временно покидавших деревню с целью работы на основании зарегистрированного в правлении колхоза трудового договора (в случае самовольного отхода колхозник подлежал исключению из колхоза).
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19.12.1935 запрещалось исключать из колхозов членов семей колхозников по причине ухода на временную или постоянную работу в гос. предприятиях. Кроме того колхозники имели полное право поступать в высшие учебные заведения или профессиональные училища.
И в конце зададим простой вопрос, а собственно зачем бы в массе, крестьяне хотели бы уехать из деревни? Куда уехать, в Сочи? В Гагры? в Москву? А на что и как там жить? А между тем, работать в сельском хозяйстве становится с каждым годом легче, производительность за счет механизации растет, а с ним растет благосостояние колхоза и материальное благополучие колхозника. Торговля с 1932 года с личного подсобного хозяйства на колхозном рынках разрешена, что дает дополнительный материальный доход (и порой немалый). Наше население в массе исторически на порядок менее мобильнее, чем например в США. Крестьяне, при всех пертурбациях первых лет советской власти, голода 1932 года, любовь к земле в массе не потеряли. В большинстве, уехать хотели только те, для которых действительно были неприемлемы происходящие метаморфозы в жизни села, и по факту сама советская власть. У них возникали обоснованные проблемы, а в случае с сильным единоличным хозяйством, и с сельхозналогом, которым облагались доходы крестьян от земледелия и животноводства. Сам сельхозналог рассчитывался в два этапа. Сначала определялась "норма доходности" хозяйства, а затем исчислялся и сам налог (Более подробно систему сельхозналога рассмотрим в пятой части).
Я делаю вывод, что отсутствие паспорта у многих сельских жителей, было следствием сложившейся ситуации, а не ее причиной. Большинство сельских жителей на тот временной период, никуда уезжать не собирались, соответственно и вопрос с паспортом не вставал перед ними. Как пример приведу современную аналогию: Если вы не собираетесь выезжать за границу, то Вы загранпаспорт не получаете. Он вам просто не нужен. Аналогия конечно так себе, но представить ситуацию вполне себе дает.
С момента развития сельского хозяйства, происходят постепенные изменения в жизни села. Постоянный рост механизации и как следствие - рост производительности, увеличение благосостояния колхозов и совхозов, материального положения колхозника, ставит вопрос о удовлетворении возникающих "культурных потребностей" работников колхозов и организации их досуга. Возникшее еще в 1920-х, общественное движение по воплощению в жизнь экономического, политического и культурного союза передового рабочего класса и крестьянства СССР, начинает воплощается в строительстве сельских клубов. К 1940-му году их количество в сельской местности составляет около 108000. Во время войны было уничтожено примерно около трети. Но уже в 1945 году, общее число сельских клубов составляет 88000, а в 1950-м их уже более 116000.
Клубы играли огромную роль в общественной и культурной жизни сельского населения.