"Мусорная реформа" в Самарской области давно уже стала притчей во языцех. Для того, чтобы увидеть недовольство людей, не требуется даже мощная аналитика Центра управления регионом. Но вместо простых и понятных решений (поощрение раздельного сбора рублем, оплата по факту, оплата с человека) губернские власти предпринимают трудно объяснимые шаги.
ПРЕДЫСТОРИЯ И РАСЧЕТЫ
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова в своем обращении отмечала сложности существующей системы оплаты, привязанной к площади помещений: "одному из жителей поселка Усть-Кинельский (Кинель), проживающему в доме с женой, ежемесячно за обращение с ТКО начисляют 1464 руб. Жительница Тольятти в жалобе сообщила, что за вывоз ТКО в частном доме ее семья оплачивает 1635 руб. в месяц". Омбудсмен рекомендовала перейти на оплату, привязанную к количеству проживающих.
Рекомендация Ольги Гальцовой была воспринята по-своему. В начале августа "Губернатор Самарской области и секретарь регионального отделения «Единой России» Дмитрий Азаров поддержал инициативу о компенсации расходов на вывоз мусора для жителей частных домов в муниципалитетах".
Соответствующее постановление Губернатора Самарской области от 06.08.2021 №196 «О предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, проживающим в индивидуальных жилых домах, расположенных в городских округах Самарской области» вступило в действие с 1 августа 2021 г.
Если коротко, в соответствии с этой формулой максимальную компенсацию получат домовладельцы с площадью домов 250 кв. м и больше.
Пример.
Дано: Норматив накопления ТКО на кв. м общей площади: 0,091 куб. м/кв.м в год.
Единый предельный тариф на период до 30 июня 2022 года: 598,16 руб./куб. м
Формула компенсации (см. выше)
Площадь жилого дома в городском округе: 250 кв. м
Размер оплаты без субсидии:
250 кв.м * 0,091 куб. м/кв.м в год * 598,16 руб./куб. м = 13608,14 руб. в год или около 1134 руб. в месяц.
Размер оплаты с субсидией:
(80) кв.м * 0,091 куб. м/кв.м в год * 598,16 руб./куб. м + (1-0,75)*250 кв.м * 0,091 куб. м/кв.м в год * 598,16 руб./куб. м = 7756.635 руб. в год или около 646 руб. в месяц.
Разницу за владельца дома оплатит бюджет Самарской области, сформированный за счет налогообложения граждан и юридических лиц, на эту меру соцподдержки из областного бюджета в 2021 году выделено почти 34 млн. рублей.
ОСНОВАНИЯ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Я направил обращение в прокуратуру, чтобы понять, на каком юридическом основании была введена эта мера поддержки. Ответили довольно оперативно: нарушений нет, помощь оказывается не по закону "О государственной социальной помощи", который предусматривает помощь только очень понятным категориям граждан, попавшим в сложную ситуацию в силу рождения или обстоятельств.
Губернатор Самарской области имеет право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки.
Не вполне ясно, на каких основаниях сформирована сумма в 34 млн. рублей. Не вполне ясно, почему губернские власти не стали более четко разграничивать получателей помощи: право на компенсацию имеет как преуспевающий владелец коттеджа в тольяттинском Портпоселке или на одной из самарских просек, так и одинокая пенсионерка, доживающая век в условной избе.
Вполне возможно, что количество мусора, производимого ими, отличается существенно.
КОМУ СТАНЕТ ЖИТЬ ХОРОШО?
Но очевидным выгодоприобретателем от этой схемы станут вовсе не владельцы жилых домов, а региональный оператор "Экостройресурс".
Основное условие предоставления субсидии - отсутствие задолженности перед оператором.
Другая сторона - умозрительный характер количества производимых отходов. По принятому властями нормативу один дом с общей (а не жилой) площадью в 250 кв. м производит в год почти 23 кубометра мусора. Это количество мусора заполнит самосвальную платформу модели НЕФАЗ 9509-0360123-30:
В итоге постановление губернатора, поддерживающее всех без разбора владельцев индивидуальных жилых домов общей площадью выше 80 кв.м, перекладывает почти 34 миллиона рублей из областного бюджета в карман регионального оператора - монополиста "ЭкоСтройРесурс".
Будет ли это стимулировать владельцев жилых домов к раздельному сбору отходов? Крайне сомнительно. Зачем тратить время и силы на то, что никак не поощряется, учитывая отсутствие инфраструктуры для раздельного сбора, несмотря на первоначальные посулы регоператора.
Будет ли эта мера поддержки злить жителей многоквартирных домов, субсидию не получающих? Вполне возможно. Например, владелец квартиры площадью 100 кв. м (это средняя такая трешка для многодетных) заплатит за мусор в год на примерно полторы тысячи рублей больше, чем владелец жилого дома равной площади.
Так почему бы просто не начать движение в сторону людей, вводя предусмотренный федеральным законодательством раздельный сбор и стимулируя рублем тех, кто мусорит меньше?