«Ида» - польский драматический фильм режиссёра Павла Павликовского. Над картиной работали два оператора: Лукаша Зала и Рышарда Ленчевски. Фильм повествует о молодой девушке, которая всю жизнь прожила в монастыре и не знала своего прошлого. Она собирается дать обед и стать монахиней. Но перед этим девушка решается встретиться со своей единственной родственницей тетей Вандой, с которой они отправляются в путешествие, чтобы выяснить историю трагической судьбы их семьи.
Картина имеет черно-белую стилистику, отсылая к произведениям 50-х – 60-х годов, во время которых и происходит все действие. Соотношение кадра фильма 4:3, что сейчас уже считается устаревшим, но идеально подходит под замысел автора.
В фильме присутствует не один операторский прием, который работает на сюжет фильма. Самый яркий из таких - особая композиция кадра, при которой герои всегда находятся в его нижней части. Это делает картинку не стабильной, лишает ее баланса. Может показаться, что так герои зажаты в своих маленьких мирках и не видят ничего дальше них, они оказываются потерянными в пространстве. В случае главной героини можно сделать вывод о том, что при такой композиции кадра, автор как бы указывает нам на то, что Ида думает только о «высших делах» и обычные, житейские вещи ее не волнуют.
Различные планы в фильме также привносят свой смысл. На общих планах зачастую можно увидеть громоздкую архитектуру или всеобъемлющий природный пейзаж, а на их фоне маленьких людей, которые занимаются своими делами. Так, в случае общих планов в монастыре, окружение поглощает героев, делая их незначимыми в отличие от храма Божьего.
Операторы часто прибегают к использованию крупных планов. Так они показывают важные детали для героини, например, фотографию ее мамы или икону.
Крупные планы также присутствуют в местах, где важно показать особенности героя. Весь фильм Ида ходит в резиновых сапогах, но в конце она решает надеть тетины туфли, пробуя жизнь на вкус.
Постановка света во многих сценах также влияет на восприятия того или иного образа. Основные акценты в фильме можно понять не только с помощью слов, действий и сюжета, но и благодаря правильного выстроенного света в кадре. Ида и Ванда – два противопоставленных героя, жирующие разной жизнью, с разными характерами. В сцене, где они сидят на кухне, отчетливо видно их различия: Ида сидит под лучами солнца, ее чистота и праведность освещается самой природой, в то время как ее тетя стоит против света, находясь в тени своего прошлого и своих поступков. Также и в сцене в сарае на Иду попадает свет из витража ее матери, когда Ванда предпочитает остаться в тени.
Противоположности Иды и Ванды можно отметить не только светом, но и композицией кадра. В фильме нет привычной всем «восьмерке» при диалогах. Герои общаются посредством прямых монтажных склеек. Когда Ванда и Ида противостоят друг другу, ктото один из них в кадре, но как только происходит сближение персонажей, то они обе присутствуют в сцене. Эту разницу можно увидеть в моментах, когда они едут в машине и не согласны с мнением друг друга, и, наоборот, когда они начинают доверять и понимать друг друга, и садятся рядом смотреть фотографии родителей Иды.
Один из главных приёмов всего фильма – статичная камера. Благодаря ей весь фильм держит нас в напряжённом, но при этом и в спокойном состоянии. С помощью такого приема время в фильме как бы замирает, показывая нам мертвую, но вечно прекрасную красоту жизни. До последнего момента Ида держала все свои переживания в себе, не подпуская никого близко. Но вот, последняя сцена, мы видим быстро идущую героину, сопровождающеюся ручной камерой, и точно можем сказать о ее новой, проснувшееся в ней энергии, и невероятной решительности за своё будущее. На наших глазах персонаж переродился.
Невозможно обратить внимание и описать все приемы, использованные авторами фильма. Однако, каждый из них привлекает наше внимание и делает сюжет еще более интересным. «Ида» - не только глубоко цепляющий сюжет, но и действительно невероятно притягивающая картинка.