Хорошо известно всем знакомым с диалектикой движения всемирной истории, что любое событие вселенского масштаба имеет не только свои причины и следствия, но и некий глубокий смысл, своего рода «послание» человечеству. Особенно очевидно это людям верующим, признающим что над историей, стоит Высший Разум, Абсолют, прямо или косвенно влияющий на события. Обычно такое влияние называют «провиденциализмом», хотя если брать в расчет труды Канта, Гегеля или Шопенгауэра, то все становится не так очевидно, в том числе в терминологии. Как бы то ни было, можно утверждать, что чем значительнее и масштабнее событие, тем больший смысл и глубину оно в себе несет, тем более выражено в нем «послание» от Абсолюта к миру. Ничто из существующего не случайно, само существование, тем более длительное существование, на протяжении столетий – доказало свою жизнеспособность, разумность и устойчивость. Тем более это можно сказать в отношении развития и утверждения любой мировой религии, например, ислама. В чем его смысл, если смотреть на него с позиции христианства?
В своих выводах я, главным образом, буду отталкиваться от трудов русского философа В. С. Соловьева, поэтому читателя, желающего более внимательно изучить эту тему, отсылаю к этому автору, особенно к его работам «Великий спор и христианская политика» и «Магомет».
Из Библии мы знаем, что не тот христианин, кто называет себя таковым, но тот, кто исполняет волю Божью (см., например, Лк. 6:46). Также нам известно, что Библия осуждает ложь, лукавство, притворство (хамелеонство), в том числе если они выражаются в искажении вероучения, т.е. в ересях. Ереси – искажения подлинного христианства, стоят в одном ряду с такими грехами как убийства и развратный образ жизни (Гал. 5:19-22). Библия вообще часто сравнивает неверность в вере (отход от Бога) с неверностью плотской (часто под именами блуда или прелюбодеяния), это характерно и для Ветхого Завета, и для Нового.
Христиане таким образом, призваны Богом к чистоте – к чистоте веры и к чистоте жизни. Если они сознательно и добровольно не стремятся к этому они не являются более христианами, а значит лишаются Божьего благословения и опеки, подвергаются Божьему наказанию.
Если верить многочисленным свидетельствам различных историков – христианство в эпоху возникновения ислама (7 век н.э.) переживало не лучшие времена, находясь в глубоком кризисе. Активно, особенно на Востоке плодились различные еретические учения, настолько сильные и влиятельные, что была реальная опасность того, что они подчинят себе всю Восточную Римскую империю (Византию). Повседневная жизнь христиан была далека от христианских принципов. Города тонули в пороках. Лучшие из христиан чтобы не поддаться дурному влиянию, были вынуждены бежать из них в дикие места – в пустыни. Христианский мир Византии раскололся на лжехристианские города и редкие оазисы подлинной духовности. Такое практическое выражение восточного дуализма не могло пройти бесследно. Бог, как известно, любит людей, но ненавидит грех, Он с большей охотой прощает человека слабого и несведущего, чем того, кто сознательно противится воле Творца, в чем бы то ни было. Кроме того, люди, предающиеся порокам и ведущие аморальный образ жизни, как правило, плохие воины – более склонные к трусости на поле боя, они не могут на равных соперничать с теми, кто готов умереть за свою веру, с теми, кто не так привязан к радостям и удовольствиям мира. «Цивилизация рождается стоиком, а умирает эпикурейцем», утверждал американский историк У. Дюррант.
Поэтому ислам, с его жесткой регламентацией частной и общественной жизни, с его простым и не особенно глубоким (в сравнении с христианством) на философскую составляющую учением, с его неофитским задором и фанатизмом войны за веру (джихадом) стал более сильным и в некотором смысле более востребованным для многих христиан Византии, отрекшимися от христианства в своей повседневности задолго до прихода воинов Корана. Эти «христиан» искушали философские поиски Божьей природы, порождающие многочисленные ереси и распри (есть шутка что в Византии было больше богословов чем христиан) – им на смену пришло простое и понятное исламского учение. Они не могли жить праведно в повседневной реальности следуя высоким моральным принципам Христа – пришли последователи Магомета и силой оружия принудили несогласных к повиновению.
Сегодня, когда христианский мир XXI столетия испытывает не меньший кризис чем в 7 веке, когда христиане во всем мире, на Западе и Востоке забыли все красоту своих традиций и христианского учения, всю правильность жизни по заповедям Божьим, уроки истории возникновения ислама не должны забываться. История имеет тенденцию повторяться. Бог дает выбор людям – добровольно ли следовать за Ним как это принято в христианском мире или же насильно, через покорность (слова «ислам» переводится с арабского как покорность). «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (Коран. Сура 9:29).
p.s. как утверждает известная пословица «для того и щука в реке, чтобы карась не спал».