Буддизм Чистой Земли означает широкий спектр практик и традиций в буддизме Махишна, направленных на Будду Амитабху (Amitāyus) и его царство, Сукхавати Страна Блаженства, которая стала называться на китайском языке как Чистая Земля (jingtu; японский язык). Махаяна признавал существование бесчисленных будд и даже бодхисаттв, которые правили своими собственными полями будды, царствами, которые они очистили или находились в процессе очищения. Вначале некоторые из этих будд и их чистые земли были выделены как объекты особого библейского и литургического различия. Например, Аскобхьявьюха-сутра предполагает, что Акшобхья и его поле будды Абхирати в восточном квадранте вселенной достигли значительного культового статуса в ранний период Махаяны. Однако именно Амитабха и его поле будд на западе в конечном итоге привлекли к себе подавляющее большинство внимания, особенно в Восточной Азии, и, в некоторой степени, в буддизме Ваджрайна в тибетском культурном ареале. Именно к этой традиции, посвященной Амитабхе и его раю Сукхавати, традиционно применяется термин буддизм Чистой Земли.
Чистая Земля и буддизм Махаяны
Будда Амитабха и его Земля Блаженство уже было достаточно подтверждено в ранних писаниях Махаяны.История Амитабхи, содержащаяся в Длинной Сукхаватвьюха-сутре, репетировала элементы, которые были основополагающими для видения Махаяны: призвание бодхисаттвы с его первоначальным набором обетов и последующим накоплением заслуг посредством аскез, достижением высшего просветления и созданием духовного мира. земля через накопленные заслуги для спасения всех живых существ. Следовательно, практики, связанные с традицией Чистой Земли, отражали ценности Махаяны и были неразрывно связаны с комплексом режимов совершенствования и литургии, которые преобладали на протяжении всей традиции Махаяны.
Махаяна содержит сотериологический парадокс, который заключается в том, что исторически привело к большим расхождениям в отношении практики Чистой Земли, а также к противоположным взглядам на природу и функцию этой практики. С одной стороны, Чистая Земля Амитабхи сама по себе была результатом совершенствования пути бодхисаттвы, тем самым служа примером, поощряющим подражание всем тем, кто ищет Чистую Землю. От них тоже ожидалось, что они будут усердно следовать по этому пути, неукоснительно соблюдая необходимые духовные дисциплины и аскезы, при этом заботясь о благополучии всех живых существ. С другой стороны, Чистая Земля как место прибежища и освобождения была порождением благотворных обетов Амитабхи спасти все живые существа и как таковая стала целью для тех, кто ищет освобождения не своими собственными усилиями, а через веру в спасительную силу Амитабхи.Эту последнюю точку зрения укрепляла вера, выросшая в некоторых кругах Махаяны, что дхарма вступила в эпоху упадка, когда уменьшенные способности приверженцев уже не соответствовали строгим требованиям традиционного пути бодхисаттвы. Таким образом, только с помощью более простых практик и помощи Амитабхи люди могли надеяться достичь освобождения. В то время как сектантское движение Чистой Земли, развившееся в Японии, придерживалось последней точки зрения, общее рассмотрение традиции Чистой Земли показывает, что обе эти, казалось бы, противоречивые точки зрения преобладали рядом друг с другом на протяжении большей части истории традиции, и поэтому обе должны быть приняты во внимание. за сбалансированный подход к развитию Pure Land. Требование беспристрастного исторического взгляда на Чистую Землю также требует избегать поверхностного различия между монашеской и мирской практикой, которая связывает членов монашеского сообщества с суровостью пути бодхисаттвы, а мирян - с более легким курсом. Действительно, сам аргумент в пользу более легкой практики исходил от членов монашеского сообщества, в то время как, наоборот, в истории мы находим мирян, подражающих литургическим и медитативным практикам, имевшим монашеское происхождение.
Осознанное воспоминание о Будде.
Практика Чистой Земли изначально основывалась на общем стремлении Махаяны достичь близости к будде либо через медитативное видение, либо через перерождение в его Чистой Земле. Это стремление проистекало из скрытого чувства сожаления, часто высказываемого в буддийских писаниях по поводу ухода Шакьямуни и его последующего отсутствия из этого мира, а также из непреходящей надежды на то, что освобождение можно будет легче достичь в присутствии и под опекой будды. . Считалось, что эта цель поиска доступа к будде лучше всего достигается с помощью практики, известной как «внимательное вспоминание о Будде» (buddhĀnusmti), дисциплины, уходящей корнями в ранний буддизм и ставшей общей чертой в писаниях Махаяны. Эта медитативная дисциплина проще всего относится к практике призыва к уму и концентрации на качествах будды, но на самом деле она охватывает широкий спектр объектов и техник созерцания. В традиции Чистой Земли эта практика иногда предполагала конкретную визуализацию Будды Амитабхи, сопровождающих его бодхисаттв Авалокитешвары и Махастхамапрапты, или Страны Блаженства. С другой стороны, в отличие от этих осязаемых визуализаций, практика в другое время требовала медитации на бесформенную и пустую природу высшей реальности Будды, дхармакаи. Медитативное сосредоточение достигалось такими разнообразными практиками, как сосредоточение ума на одном или нескольких аспектах внешнего вида Будды Амитабхи, сосредоточение внимания на имени Будды или произнесение этого имени вслух посредством пения или речи.Более того, практикующий мог участвовать в процессе через различные позы, включая сидение, стояние, ходьбу или лежание.
Практике буддханусмрити отводилась центральная роль в совершенствовании в сутрах, посвященных Амитабха и его Чистая Земля. Раннее писание Махаяны, Пратьютпаннасамридхи-сутра, призывало к непрерывной медитации на Будду Амитаю в течение семи дней и ночей, обещая, что Будда явится перед приверженцем в конце этого периода. Ранее упомянутая Длинная Сукхавативьюха-сутра, описывая условия перерождения, излагает исключительное воспоминание Будды Безмерной Жизни (Амитаю), пусть даже на десять минут размышлений, как требование для всех уровней духовных способностей. Другой священный текст неиндийского происхождения, Гуань Уляншоу цзин (Созерцание Сутры Безграничной Жизни), содержал в качестве основного содержания описание тринадцати различных визуализаций различных атрибутов Будды и его Чистой Земли.
Медитативная практика в Восточной Азии и Тибете
Санскритское слово buddhānusmṛti в китайском переводе было nianfo (японское, nenbutsu), термин, отягощенный двусмысленностью в отношении формы практики, которую он обозначает. Во многих контекстах няньфо обычно означает мысленное воспоминание об атрибутах Будды. Эта дисциплина также называлась нианфо санмей (самадхи буддханусмрити), выражение, которое усиливало созерцательный акцент, ссылаясь на медитативный транс, в котором должен был появиться Будда.В других контекстах термин «няньфо» стал обозначать произнесение имени Будды вслух. Несмотря на этот кажущийся контраст, следует иметь в виду, что повторение имени, будь то озвученное или безмолвное, повторенное или произнесенное, изначально было лишь одним из нескольких методов осознанного воспоминания о Будде. Уходя от этого созерцательного акцента, сектантские традиции японского буддизма Чистой Земли, Дзёдо сю и Дзёдо Синшу, апеллировали к различию, проведенному китайским монахом Шандао (613–681), придавая произнесению имени отдельный и высший статус среди людей. различные практики. Это повторение условно выражается как Намо Амитуо Фо (яп. Наму Амида Буцу), формула, заимствованная из Гуань Улианшоуцзин, поэтому затмила все другие практики в рамках сектантских традиций Чистой Земли. Западная наука до недавнего времени в основном сосредоточивалась на этих традициях и поэтому имела тенденцию упускать из виду непреходящую важность медитативной традиции в Восточной Азии, а также в Тибете. Поскольку центральное значение голосового призывания как отдельной практики в сектантских традициях рассматривается в других статьях, нижеприведенное обсуждение позволит избежать раздвоения этих двух практик и будет предполагать, что призывная практика составляла один из нескольких методов в практике внимательного вспоминания.
В тибетском буддизме, хотя преданность Амитабхе не приобрела такой степени известности, как в Восточной Азии, поскольку его культ сосуществовал вместе с практиками, посвященными другим буддам и их чистым землям, созерцание Амитабхи и его царства, тем не менее, исторически пришло в норму. занимают важное место в тантрической практике. В течение двенадцатого-четырнадцатого веков Сукхавати занимал видное место в видениях мастеров Рниинг ма (Ньингма), среди которых Дам па Бде гшегс (1122–1192) разработал тантрическую садхану для визуализации Амитабхи, а также молитву о возрождении на своей земле. Традиция Бка 'бргьюда (Кагью) придает особое значение тантрической технике, называемой «переносом» (' фо ба), с помощью которой сознание в момент смерти может проецироваться в желаемое царство перерождения. Позже в истории эта цель была явно связана с достижением Сукхавати. Еще один тип созерцания Чистой Земли - это «упражнение во сне» (ньял бсгом), ставшее популярным благодаря ордену Сакья (Сакья). В этой практике адепт перед сном визуализирует себя как божество в Сукхавати перед сидящим Амитабхой. Визуализация, кульминацией которой является растворение Амитабхи в адепте, практикуется с верой в то, что в конечном итоге это приведет к перерождению в Сукхавати.
Другие практики
Различные медитативные дисциплины. описанные выше заняли важное, но ни в коем случае не исключительное положение в традиции практики Чистой Земли.Иногда общая буддийская деятельность по получению заслуг, такая как строгое соблюдение предписаний, пение или копирование священных писаний, заказ резных изображений и другие формы благотворительной деятельности, придает значение Чистой Земле. Также повсюду в традициях Махаяны можно найти молитвы, а в Ваджраяне - повторение дхрир, которые стремятся к перерождению для себя и членов своей семьи. Более подходящая для изначального видения Махаяны, практика Чистой Земли часто включалась в более широкий контекст призвания бодхисаттвы с сопутствующим ей множеством действий, направленных на приобретение и передачу заслуг, а также на помощь всем живым существам. В рассказах Чистой Земли мы находим преданных, принимающих наставления бодхисаттвы и участвующих в действиях бодхисаттв, таких как строительство мостов и рытье колодцев, освобождение живых существ, предназначенных для убоя, обращение людей от лишения жизни, поедание пищи. мяса, предоставление ночлежек для путешественников и захоронение умерших. Более того, некоторые приверженцы Чистой Земли совершали аскезы (дхута), предписанные заповедями бодхисаттвы и писаниями Махаяны, такими как Лотосовая сутра (Саддхармапухарика-сутра). Практикующие обжигали пальцы, конечности, а иногда даже всю свою личность, как в знак преданности Лотосной сутре, так и в качестве деяний, совершаемых в надежде на возрождение в Чистой Земле. Помимо этих актов самосожжения, религиозное самоубийство в Чистой Земле нашло свое выражение в Камакура, Япония, когда преданные топились в ожидании возрождения.
Цель возрождения в Чистой Земле сделала период, непосредственно предшествующий и следующий сразу после смерти, критическим временем, чреватым как опасностями, так и возможностями в определении будущей судьбы. Это привело к созданию смертного одра и погребальных практик, которые помогали умирающим и недавно умершим в достижении Чистой Земли. Считалось, что содержание последних мыслей является решающим фактором в определении его следующего перерождения, и поэтому обряды смертного одра были разработаны, чтобы помочь умирающим установить кармическую связь с Чистой Землей, сосредоточив свой ум на Амитабхе. В зависимости от характера умирающего, ритуалы на смертном одре могут включать в себя покаяние, пение сутр или, что наиболее важно, внимательное воспоминание об Амитабхе (няньфо, нэнбуцу), происходящее в значительной степени из обещания Гуань Улианшоу цзин, что десять непрерывных мыслей о Будде приведет к перерождению даже для тех, кто всю жизнь накопил злую карму. Все чаще эта последняя практика интерпретировалась как голосовое повторение имени Будды. Умирающего поощряли произносить имя Будды нараспев, а если это уже было невозможно, это делали за него или для нее помощники. Его или ее часто помещали перед изображением Амитабхи и давали веревку для удержания, которая была прикреплена к правой руке Амитабхи. Эта символическая связь предвещала как надежду стремящегося на перерождение, так и духовное возрождение.
В основе практики смертного одра и похорон было обещание, сформулированное в девятнадцатом обете Амитабхи, что в момент смерти Амитабха и его сопровождающие бодхисаттвы явятся преданному. В Японии эта вера вдохновила на создание художественных и ритуальных изображений этого важного события, знаменующего достижение возрождения. Raigōzu, картины, изображающие Амитабху и его свиту, спускающиеся на белом облаке, чтобы встретить умирающего преданного, стали популярными в период Хэйан. В тот же период широко применялась мукэко - церемония, в которой пришествие Будды воссоздавалось в песнях и танцах, сопровождаемых словесным пением нэнбуцу.
Акцент на событиях, происходящих вокруг преданного. смерть также породила прогностические практики, направленные на обнаружение свидетельств, подтверждающих успешное достижение перерождения. Среди многочисленных знаков, сопровождающих смерть преданного, в рассказах о смертном одре и вскрытиях говорится о видениях, сновидениях, наличии ароматов или аур в момент смерти, о сохранении тела преданного или об обнаружении реликвий (шарира) в пепле. кремированного тела адепта. Повествование об этих благоприятных знаках стало центральным элементом в сборниках биографий Чистой Земли, которые быстро распространились в Китае и Японии с развитием веры в Чистую Землю.
Эти сборники открывают окно во времени на приверженцев Чистой Земли. от широкого круга религиозных и социальных позиций. Биографические коллекции включают жития монахов и мирян, мужчин и женщин, избранных и бедных.Помимо своей назидательной роли, коллекции исторически сыграли важную роль в создании ощущения Чистой Земли как единой традиции, восприятие, которое было усилено биографическими сборниками Китайской Чистой Земли периода Сун, которые создали патриархальную линию передачи традиции. {{ 1}}
Общества Чистой Земли
Хотя перечисленные выше медитативные практики можно понять как подходящие для уединенного совершенствования, не менее важно подчеркнуть общинную среду, в которой Чистая Земля пришла к процветанию. Китайские буддисты традиционно прослеживают происхождение Чистой Земли в Китае от вышеупомянутого Хуэйюаня, который в 402 году до н. Э. на горе Лу организовал общество из 123 членов, составленных из монашеской общины и дворянской элиты. Члены этого общества дали торжественную клятву перед изображением Амитабхи, что тот, кто первым достигнет Чистой Земли, поможет оставшимся в достижении перерождения. Эта ассоциация, которая позже была названа Обществом Белого Лотоса (Bailian she), стала парадигмой в формировании обществ (jieshe), которые особенно распространились во времена династии Сун. Многие из этих более поздних обществ сильно отличались от братства Хуэйюань. В их состав входила не только элита, но и более широкий общественный спектр, включая женщин и представителей низших классов. Размер этих обществ иногда исчислялся тысячами, что намного превышало скромный размер общества Хуэйюань.Более того, эти ассоциации часто занимались практиками, которые не всегда явно или исключительно касались Амитабхи и Чистой Земли или отличались от медитативного акцента в группе Хуэйюаня. Наконец, некоторые из этих обществ были основаны и возглавлялись мирянами, а не монахами. Это, в частности, случай движения «Белый лотос», основанного Мао Цзыюань (ду) в XII веке.
Этот период, когда количество ассоциаций Чистой Земли увеличивалось в Китае, также наблюдалось распространение подобных ассоциаций в Корея и Япония. Корейский монах Чинул (1158–1210), который наиболее известен возрождением традиции Сан (Чань) в период Корё (918–1392), считается инициатором движения религиозных обществ (kyŏlsa; китайский, jieshe), которое рисовало вдохновение из китайского движения той же эпохи. В Хэйан, Япония, учёный Ёсишигэ Ясутанэ (ум. 1002), который известен составлением первого японского собрания биографий Чистой Земли, и монах Тэндай Гэншин (942–1017), известный своей основополагающей работой о Чистой Земле, Одзёёсю. (Основы перерождения), были активны в создании и участии в таких обществах, как Кангаку (Общество содействия обучению) и Нидзюгозаммаие (Двадцать пять [членов] Самадхи Ассамблеи), которые имели ориентацию на Чистую Землю. Помимо регулярных собраний, на которых произносилось имя Амитабхи, Ниджугозаммаие также оказывал поддержку больным и умирающим членам, принимая многих из смертных.методы, описанные выше. В отличие от этих ассоциаций с членством в элите, группы с членами из всех социальных слоев были зачислены странствующими святыми (хиджири), которые распространяли практику Чистой Земли среди масс. Возможно, самым известным из них был Куя (903–972 гг.), Провозгласивший голосовое повторение имени Будды на углах улиц.