После прочтения любой книги надо дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга: сообщила ли какие-нибудь новые знания, насколько эти знания нужны и полезны, научила ли каким-нибудь новым приемам наблюдения, работы, занятий. Возбудила ли какие-нибудь новые мысли; пробудила ли какие-нибудь особые настроения и желания.
Теперь вошло в моду говорить: сейчас книга нужна для работы. Конечно, книга нужна для работы, книга есть орудие труда. Можно по книге и чертеж составить, и узнать математические истины, которые необходимы для работы, можно ознакомиться с массой законов природы, которые необходимо изучить, и вот в этом смысле, конечно, книга является орудием труда.
Но те, которые говорят, что книга есть орудие труда, часто мысли прибавляют: она к этой никоим образом не должна служить для выработки мировоззрения.
А из каких элементов слагается мировоззрение. Это значит - сознательное отношение к жизни и окружающей природе. И чем сознательнее, чем яснее будет понимание того, как человек относится к природе и к общественной жизни, тем больше власти будет у человека и над природой, и над событиями.
И поэтому совершенно пустые разговоры, что выработка созерцания есть что-то такое, совершенно несоответствующее духу времени.
Заботиться о том, чтобы выяснить Все эти вопросы, чрезвычайно важно для всякого, потому что чрезвычайно важно знать, по каким законам развивается и природа, и общество.
Марксисты (и коммунисты, конечно, как марксисты) всегда указывают на необходимость изучить эти законы. Экономический материализм это есть определенное освещение нашего отношения к общественным событиям. Так что разговоры о том, что не надо вырабатывать миро воззрения - это пустая фраза, которая стоит в резком противоречии марксистским пониманием этого вопроса.