Каждый человек — уникальное сочетание тела и души. Это всем ясно и избито как понятие. Тысячи мыслителей , психологов, изотериков и прочих людей, задающихся этим вопросом, наговорили великое множество осмысленных посылов людям о сущности человека. И мысля сложными категориями, так расписали все грани, что и за всю жизнь не все прочтешь и не осознаешь. А я хочу сказать об этом своими словами. Просто, будто детскими кубиками строя пирамидку. Обыденно и односложно рассказать как вижу людей. Людей можно познавать всю жизнь и не познать никогда. Потому что каждый настолько похож по своему анатомическому строению и непохож по совокупному образу, что в который раз я поражаюсь этому «сходство-различию» реагируя то искренним смехом и смущением, то широко-открытыми-глазами и чувством необъяснимого восторга. Мне нравится накладывать это строение людской телесно-душевной организации на привычные образы. На архитектуру, к примеру. Она для меня как нельзя лучше вдруг просто и целостно открывает понимание человеческой сути. Я думаю об этом каждый раз , узнавая кого-то ближе, сталкиваясь с людьми ненадолго или идя бок-о-бок по жизни. Смотришь порой на человека как на дом для души — простой светлый фасад, аккуратно стриженый газон. Заходишь в суть, открываешь его люки, двери, заглядываешь в окошки,понимая, как качественно, и просто он создан. Его шкафчики и этажерки в строгом порядке, систематизированы его гардеробные. Твердо стоит фундамент и светлы комнаты, замечательно ровно оштукатурены стены и на столах безупречно отглажены скатерти . И просто и незатейливо его устройство. Подвал с удобной лестницей и ярким освещением и пахнет освежителем для белья. Есть чердак - он с окнами и мансардой, где плетеная мебель и ничего лишнего. Спокойно , понятно, что будет завтра и заранее запланирован ремонт. В таком доме случайно отвалившиеся обои - редкость и почти невозможность. Здесь "катастрофой" является невовремя стриженый газон или, скажем, вьюн, несанкционированно пробившийся сквозь грядку идеальных солдатов - гладиолусов. Эти люди выстроенны просто и капитально, внутри нет потайных комнат, а если образуются — из них незамедлительно делают аккуратную кладовку с стеллажами и подсветкой. Спокойно, понятно, просто. Люди — капитальные дома. Порой взглянешь на иного — огромный дом, золотом отливают гербы, филоны на фасаде и натерты до блеска окна. Карета у входа, и цветник пестрит разноцветьем. Открываешь лакированную, в кованом обрамлении дверь, за ней вторую и... ничего нет. Огромные комнаты неудобной, холодной мебели и пустота,а залы наполнены эхом. Крикнул — оно подхватит твои слова, замечется от стены к стене натыкаясь на угловатости и, не находя выхода, замрет в каком-нибудь углу, так и не обретя смысла. Но рандомность эха, мечущегося среди залов, порождает иллюзию сложности душевной организации, а блеск фасада привлекает взгляды и намерения. Люди — пустые дворцы. Порой встречается человек— замок. И основателен, и высок, и вкус во всем архитектурном обличье. Благородны и элегантны изгибы модерна, а пропорции золотого сечения улавливаются в каждой детали. Но темны стены, мрачны окна и паутиной затянут чердак. Я наблюдала, как обретя вдохновение, дворец вдруг дает балы. Зажигаются люстрами его окна,звучит музыка, веселые голоса льются из открытых окон и фонарями залиты его лужайки. И грезится, что нет сооружения прекраснее и благороднее. Но праздник живет недолго. Замок еще безудержно веселясь, уже подернут мыслями о будущих темных вечерах в сырых, холодных комнатах. Будто роковая печаль не отпускает этих стен, а все норовит, застыдившись и тяготея праздником, скорее завесить зеркала полотном. А гордыня спешит задернуть шторы, убрать из комнат цветы и приглушить звук голосов. Как же хочется бегать в том замке , топая каблучками, кричать весело и смеяться безудержно. Как хочется умолять сдернуть тяжелые занавеси с окон и вместе с солнцем впустить весенний воздух в печалью окутанные стены, а не держать эту промозглую стынь бессмысленной сути. Люди-замки. А порой видишь дом — обычный, неприглядный. Его фасад не плох и не замечателен в общем ряду других построек для души, не отмеченных знатностью и славой. По причине тех или иных обстоятельств, однажды попадаешь внутрь, переступаешь порог. С любопытством видишь, что мебель иная чем везде, и ,скажем, люстра здесь - в самом неожиданном месте; открываешь вторую, третью дверь и за каждой из них — новые входы. Будто не дом, а кротовая нора из Зазеркалья. И ступаешь по по дому Алисой, то большой и неуклюжей, то растерянной и маленькой, оглядываясь и открыв широко глаза. Заходя в следующую комнату, ты уже не можешь остановиться, открывая и открывая для себя новые уголки и мельчайшие детали. Как завороженный - то попадаешь в тепло и уют , то пробираешься наощупь в полутьме настенных бра, но идешь и идешь, гадая, чем обернется новый шаг и какой атмосферой окутает твою душу следующее помещение. И нет ни конца и края этим залам и комнаткам. Ахая, неустанно поражаешься то эксклюзивным полотнам по стенам, коллекционным статуям, шелкографии неописуемой красоты, блеску инкрустации. То смущенно вслушиваешься в музыку, будто пронизывающую все твое нутро, открывающую восторг и радость. А в иных залах с нежностью растворяешься в цветах и благоухании. А порой вдруг цепенеешь от резкой тишины, скомканных бумаг, клочков писем под ногами, холодеет спина от траурного полусвета. Но уже не можешь остановиться, двигаясь вперед. И если растерявшись, хлопнешь дверью слишком громко, или резким движением сдвинешь что-то внутри то вдруг повиснет тишина. И все. Следующие двери закрыты. И позади открыта лишь одна-единственная, а за ней — выход. Бывает и так. И уходишь с осознанием — что этот дом так и остался непостижим и непонят, хотя он долго еще занимает воображение и все иные дома для тебя — не дома. В них пусто и нет душе покоя от той, странной неизвестности, которую ты так и не познал. Люди-лабиринты. Но есть важное в том, как вижу я все эти постройки чужих душ, ведь всегда наступает время, когда пора в свой дом. Дом, куда ты приглашаешь гостей, открываешь двери или напротив, не впускаешь никого и наслаждаешься одиночеством . Где по велению своей души и логики расставлены предметы и сам выбираешь цвет стен и освещение. Иногда надо уходить домой, где живет душа. И хорошо если дом есть, горит свет и повсюду уют. Но как жить , если в своих собственных стенах нет покоя. Если запоры сорваны или двери для всех по-какой-то причине распахнуты. Если неустроенность. Если кто-то постоянно вносит в него беспорядок и раздрай, а уборка - бесконечный процесс. Если проходя по чужим домам, дворцам, каморкам и лабиринтам не имеешь своего места. Если нет того самого дома, куда в любой момент возвращаешься и где есть все, что нужно ? И если все так, то жизнь— череда блужданий. И какой бы ни была бесподобной чужая атмосфера, и мягкой мебель, как бы ни был ты принят радушно - чужой мир,он не заменит своих собственных стен. Если нет угла, где чувствуешь себя спокойно и радостно - ты усталый путник. Если нет сводов, где цветут цветы и душе тепло от ночника, где кресло-качалка у жаркого камина и сверчок за окошком и звучит твоя музыка — то скитания вечны и наполнены неизбывной тоской - тоской по собственному храму для души.