Часто бывает так, что покупатель случайно ломает или разбивает товар в супермаркете. Если администрация магазина заметит это, то потребует оплатить испорченную вещь. Но это не всегда законно. Разбираемся, в каких случаях нужно компенсировать убытки магазину, а когда можно избежать лишних трат.
Покупатель не виноват
Магазин не может требовать деньги, если товар пострадал из-за плохих условий в супермаркете: мокрого пола, слишком узких проходов между рядами, плохо разложенного товара или шатающегося прилавка. Например, если покупатель поскользнется на мокрой плитке и разобьет бутылку оливкового масла, в этом будет виноват сам магазин.
Что делать?
Опишите случившееся в жалобной книге и попросите администратора составить акт о порче товара. В нем также нужно зафиксировать причину произошедшего, заручившись поддержкой 2 свидетелей. Если с вас будут требовать деньги, напомните, что решение о возмещении ущерба должен принять суд и требование оплатить ущерб прямо сейчас незаконно.
Если охранник откажется выпускать вас из магазина, вежливо сообщите ему, что возместите ущерб после соответствующего решения суда, и напомните о статье 203 УК РФ. За превышение полномочий сотрудник ЧОП может получить наказание – лишение свободы на срок до 7 лет.
Покупатель виноват
Иногда покупатели нарушают правила поведения в магазине: бегают, толкаются, находятся в состоянии опьянения, специально портят вещи. В этом случае магазин может потребовать возместить ущерб. Он будет равен стоимости испорченного товара.
Многие считают, что в цену товаров уже заложен риск порчи. Но это не совсем так. В магазинах эконом-класса риск порчи не вносят в цену, чтобы сделать товары дешевле. А вот премиальный супермаркет, скорее всего, простит покупателю его неосторожность. Но по закону магазин имеет полное право требовать возмещения ущерба.
Что делать?
Если покупатель причинил магазину ущерб по своей вине (или по вине своего ребенка), он должен оплатить испорченный товар на кассе. При желании после этого можно забрать испорченную вещь или то, что от нее осталось.
Спорные ситуации
Бывает так, что покупатель, задумавшись о чем-то, роняет товар или задевает соседнюю витрину сумкой. Здесь может быть виноват и невнимательный клиент, и магазин, не обустроивший прилавки по всем правилам. Чтобы избежать лишних трат, покупателю важно научиться отстаивать свои интересы.
Что делать?
Если вещь испорчена ненамеренно, покупатель может настоять на том, что товар неправильно разложили на прилавке, и поэтому он упал. В этом случае спор будет решаться в суде. Если испорченная вещь окажется намного дешевле потенциальных судебных издержек, магазин откажется от всех претензий.
КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)
Чтобы неожиданные траты не стали для вас неподъемным грузом, полезно держать при себе кредитку с длинным льготным периодом. Такую, как кредитная карта «Разумная» с беспроцентным периодом 145 дней и бесплатным обслуживанием. Если что-то пойдет не так, она всегда придет на помощь. Оформите и не переживайте о последствиях!