Пассажирский Traveller и его грузовой вариант Expert – нынче чуть ли не самые покупаемые машины в модельном ряду французской марки. Недаром их уже не первый год производят под Калугой, на заводе ПСМА Рус. Но что самое интересное, французы решились сделать в России то, чего не делают сами: только у нас прямо с конвейера сходят еще и полноприводные версии этих минивэнов и фургонов. Их строят с использованием комплектов французской тюнинговой фирмы Dangel. Что входит в эти кит-комплекты?
Во-первых, узел отбора мощности: угловой редуктор, который пристыковывается к картеру коробки передач и входит в зацепление с шестерней главной передачи передних колес. В этом редукторе есть муфта, которая перемещается электромоторчиком в два положения: отбор на задние колеса включен или отбор выключен. Активируется муфта вращающейся «шайбой» на панели приборов – вот этой:
Далее от редуктора идет карданная передача с промежуточной опорой и вискомуфтой. А главная передача, в свою очередь, соединена с задними колесами открытыми приводными валами с парой ШРУСов в каждом. Чтобы освободить под днищем место для кардана, потребовалось переделать стабилизатор задней подвески, топливный бак (его емкость попутно даже увеличили на 10 литров) и бак для AdBlue, который есть на пассажирских машинах (грузовые «Эксперты» укладываются в Евро-5 без мочевины – нюансы системы сертификации). А редуктор главной передачи задних колес заставил убрать из-под пола в заднем свесе кузова запасное колесо: его перенесли в багажник.
Другое важное отличие полноприводных версий – увеличенный дорожный просвет: ради улучшения геометрической проходимости кузов приподняли над дорогой на 40 мм. В передней подвеске для этого потребовалось установить проставки под опорами стоек, в задней подвеске – под опорными чашками пружин, отбойниками и кронштейнами амортизаторов. На соответствующую величину пришлось удлинить и рулевой вал.
Таким образом, в зависимости от положения муфты в угловом редукторе трансмиссия Dangel позволяет автомобилю либо оставаться переднеприводным, либо иметь автоматически подключаемый полный привод. При этом в режиме 4х4 момент к задним колесам начинает передаваться вискомуфтой только во время пробуксовки одного из передних колес. Жестких блокировок межколесных дифференциалов не предусмотрено, однако заявляется, что их эффективно заменяет противобуксовочная система.
Наконец, «полноприводникам» полагается комплект силовой защиты днища, включающий в себя четыре металлических листа толщиной 2 мм под силовым агрегатом, баками для топлива и мочевины и под задним редуктором. Эти листы, разумеется, из Франции уже не везут – их изготавливают на месте. В результате означенных переделок дорожный просвет под самой низкой точкой машины (защита двигателя) получается равным 200 мм – то есть больше, чем у большинства кроссоверов.
«Полноприводность» прибавляет 470 тысяч рублей к ценнику «льва», литр к среднему расходу топлива и полтора центнера к снаряженной массе. В эксплуатации она также обернется необходимостью менять масло в заднем редукторе на каждом ТО. Но вот сам межсервисный интервал остается прежним – 20 тыс. км, равно как для «полноприводников» не меняются условия гарантии. Если же говорить о конкретных цифрах, то самый простой Expert 4x4 предлагается за 2,46 млн руб., Traveller 4x4 – за 3,06 млн. А теперь попробуем ответить на главный вопрос: далеко ли придется идти за трактором, если отважиться на полноприводном Peugeot на вылазку в леса? Или увязнет сразу? ))
Проверять отправились тремя экипажами на двух Traveller 4х4 и одном грузопассажирском Expert 4х4, «перепиленным» из фургона в комби ульяновской фирмой «Автодом». Все три машины – с кузовами стандартной длины (а вообще версии 4х4 бывают и удлиненными), на опционных «зубастых» шинах BF Goodrich All-Terrain и с одинаковыми силовыми агрегатами: у всех под капотом стоял 2-литровый дизель мощностью 150 сил в паре с 6-ступенчатой механической коробкой. Других моторов и коробок для версий 4х4 нет и, очевидно, не будет.
Первую часть маршрута я проехал на Peugeot Traveller, в который раз убедившись: ездить на большом минивэне легче, чем на каком-нибудь седане, который занимает на дороге почти столько же места. Высоко сидишь – далеко глядишь! Крупные зеркала помогают легче ориентироваться в пространстве и маневрировать задним ходом. А колеса с довольно высоким профилем (215/65R16) позволяют совершенно не париться по поводу ям на дороге или выступающих больше положенного трамвайных рельсов. В движении по асфальту полноприводность выдавал только чуть более высокий шумовой фон от «зубастого» протектора. Никаких дополнительных шумов или вибраций со стороны трансмиссии я не ощутил, равно как не почувствовал никакого негативного эффекта от приподнимания кузова над дорогой. Видимо, за счет низко расположенных элементов трансмиссии общий центр тяжести машины поменялся не сильно, и склонности к кренам на поворотах у нее особо не прибавилось.
Единственный негативный момент относительно подвески – тот же самый, что и у переднеприводных версий Traveller. Пока под колесами ровный асфальт, подвеска воспринимается как мягкая и комфортная, легко глотающая стыки и единичные неровности. Однако на дорогах с твердым, но разбитым покрытием заднюю подвеску – весьма короткоходную – начинает очень рано пробивать. Аналогичная картина возникает при попытке быстро пройти серию пологих волн на асфальте: корма начинает раскачиваться с нарастающей амплитудой, и рычаги задней подвески встречаются с отбойниками. Из-за этого ход на дорогах посредственного качества приходится сбавлять сильнее, чем того ожидаешь сначала. Зато связка мотор-коробка подобраны отлично, машина может быть достаточно динамичной, если не стесняться перед началом обгона перепрыгивать сразу на пару ступеней вниз. А может быть очень экономичной, если включить 6-ю передачу и катить на круиз-контроле со скоростью, не превышающей 110 км/ч. Забегая вперед: средний расход топлива после более чем сотни километров по городу, трассе и лесной грунтовке получился у меня равным 9 л/100 км (при включенном кондиционере и загрузке машины порядка 400 кг). Ну, а какие впечатления остались от поездки вне асфальта?
Внедорожный маршрут до лесного озера недалеко от границы Нижегородской и Владимирской области проходил по песчаной дорожке с довольно крутыми спусками и подъемами и парой бродов через мелководные ручейки. За счет тяговитого двигателя и большого клиренса значительную часть пути Peugeot смог пройти на переднем приводе. Помощь системы стабилизации оказалась весьма кстати: она в песке не мешала, как на некоторых автомобилях, а помогала, подтормаживая буксующее колесо. Поворачивать трансмиссионную шайбу на сухом покрытии первый раз пришлось лишь в ложбинке с рыхлым песком, перед которым не было возможности набрать ход – вот тут:
В режиме 4х4 автомобиль смог уверенно забраться в горку, однако в момент трогания произошла пробуксовка сцепления. Понижающей передачи в трансмиссии нет – ее внедрение слишком серьезно повлияло бы на цену. Поэтому вывод: на сложном рельефе режим 4х4 стоит включать сразу, в том числе для того, чтобы поберечь сцепление, преодолевая препятствия ходом. При этом не могу не отметить быстрое срабатывание вискомуфты: по ощущениям – на ее замыкание требуется менее полного оборота буксующего переднего колеса.
Завершающую часть внедорожного маршрута организаторы тест-драйва проложили по лесной дороге, на которой глубина колеи местами превышала дорожный просвет машины. Кое-где в колее торчали корни деревьев, кое-где – доски и ветки, которые кто-то подкладывал себе под колеса ранее. И объехать эту колею лесом не представлялось возможным. Одни экипажи поехали здесь ходом, скользя по грунту защитой днища и довольно болезненно прикладываясь о выступающие корни деревьев. Другие пробовали аккуратно двигаться вразрез колеи, но тогда машина обязательно «ловила диагональ» с полным вывешиванием одного из задних колес. Тут на помощь приходила та самая электронная имитация межколесной блокировки, о которой уже говорилось выше: чуть «похрустев» тормозами, Peugeot всегда продолжал движение. Но местами деревья так близко подходили к дороге, что ехать все равно было возможно только по набитой колее.
Ни одна машина в нашей группе в итоге не застряла: трактор не понадобился. Но у одного «Трэвеллера» чуть подмялся порог, и на всех трех вэнах пришлось проводить ревизию силовой защиты (из-за деформации кронштейнов листы стали греметь, соприкасаясь друг с другом). Хотя свою функцию основную защита выполнила – ни на одном автомобиле под днищем ничего не оторвалось.
Отдельно хочу остановиться на нюансах в отличиях пассажирского «Трэвеллера» от грузопассажирского «Эксперта»-комби. Последний по документам является грузовым автомобилем категории N1 с полной массой, сниженной до 2495 кг (против 3100 у пассажирского). Благодаря этому «облегчению» на него перестали действовать традиционные «грузовые» ограничения вроде запрета на движение в левом ряду многополосных дорог, да и грузовой каркас в Москве для владельца такого Peugeot уже не будет головной болью. Если у пассажирского Peugeot Traveller салон был трехрядным (2+3+3 мест), то у комби всего два ряда сидений, но каждый из них рассчитан на трех человек, а в задней (неостекленной) части кузова остается внушительного размера грузовое отделение. И базовая комплектация у фургона попроще, чем у минивэна: нет магнитолы, открытая полка вместо бардачка с крышкой, руль без клавиш управления борткомпьютером и «музыкой». А 2-местная пассажирская «лавочка» справа от водителя – нерегулируемая.
Задний же ряд у Expert-комби представляет собой 3-местный трансформируемый диван «Ривьера», который можно передвигать по рельсам в полу через весь салон. Когда нужно быстро освободить грузовую площадку напротив сдвижной двери, у этого дивана можно одним движением руки поднять подушку вверх, к спинке. Если требуется максимально увеличить размер багажника, диван с поднятой подушкой можно продвинуть вперед, вплотную к сиденьям первого ряда. Если и этого не хватит, «Ривьеру» за минуту можно вытащить из салона совсем, но с помощником: диван очень тяжелый! А в дальней дороге можно разложить спинку, превратив диван в подобие двухспальной кровати.
В целом уровень комфорта у пассажиров второго ряда в «Эксперте» значительно скромнее, чем в «Трэвеллере»: здесь довольно плохо обстоят дела с вентиляцией (нет потолочной разводки воздуха, нет своего кондиционера, нет люков или открывающихся форточек), слабее шумоизоляция кузова, самая простецкая отделка. Из плюсов – более жесткая задняя подвеска у фургона чуть лучше ведет себя на разбитой дороге. Но в целом – рекомендовать такую машину в качестве более дешевой альтернативы семейному минивэну не могу: это рабочий инструмент, заточенный в первую очередь под перевозку рабочей бригады с инструментом. Да и дешевле-то он всего на 200 тысяч рублей.
Подводя итог… Peugeot Expert и Traveller в версии 4х4 не превратились в лютый вездеход наподобие Соболя 4х4 или «буханки», и на полном бездорожье им делать нечего. Но вот по ДОРОГАМ, даже плохим, на них можно ездить вполне уверенно. И они действительно способны довезти туда, куда любому моноприводу путь заказан. А главное, способны затем и привезти назад. Когда-то версии микроавтобусов и фургонов повышенной проходимости со схожим функционалом пробовал продавать у нас Volkswagen – они назывались Multivan Panamericana и Transporter Roks, однако про них уже давно не слышно. Видимо, цена как у «чугунного моста» популярными их не сделала В итоге сейчас у «Фольксвагена» в гамме есть лишь обычные полноприводные исполнения машин семейства Т6.1, которые по проходимости «французам» уступят, будучи при этом на полмиллиона дороже. Так, за цену пассажирского Peugeot Traveller 4x4 можно взять лишь грузовой фургон Transporter Kasten (правда, сразу с автоматизированной трансмиссией). А полноприводный Mercedes-Benz Vito еще дороже, притом что вообще не приспособлен к съезду с асфальта. Получается, что в своей ценовой категории у «французов» сегодня просто нет прямой альтернативы.
Далее – традиционный вопрос к читателям: что думаете по поводу полноприводных «французов»? Могут ли они стать альтернативой большому кроссоверу, или их покупатели – все-таки очень разные категории людей? Ну и в качестве анонса – ВОТ ЗДЕСЬ лежит отдельный пост еще про одного полноприводного «француза» российской сборки: Peugeot Traveller 4х4, переоборудованный для автономных путешествий.