Найти тему
Muslimlife.Kz

Феномен иснада: пролиферация — о том, как передавался хадис из уст в уста

Пролиферация иснада (размножение количества передач наподобие геометрической прогрессии – прим. адм.) в первые столетия хиджры просто поразительна. Допустим, при жизни Пророка ﷺ лишь один сподвижник слышал какое‑то его высказывание. Этот сподвижник, в свою очередь передавал хадис как минимум двум‑трём, а может быть и десяти слушателям. Таким образом, ко времени пятого поколения (период классических учёных) мы можем обнаружить тридцать или сорок человек, передававших один и тот же хадис разными путями, пересекающими весь Исламский мир; при этом некоторые хадисы восходили более, чем к одному источнику. Явление пролиферации не распространяется на все без исключения хадисы: в некоторых случаях мог быть только один человек в каждом поколении передающий его, но это – большая редкость. Приведём в качестве примера хадис о молитве:

Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

«Необходимо следовать за имамом. Произносите такбир (تكبير) когда он произносит его и когда наклоняется – наклоняйтесь вниз за ним. И когда он говорит: «Слышит Аллах восхваляющего Его», – говорите: «О, Аллах, наш Господь, хвала Тебе». И когда он простирается ниц, вы также должны простираться. Когда он поднимет голову, вам также следует поднимать головы, стараясь не опережать его в этом. Если он молится сидя, вы все также должны молиться сидя».


Этот хадис записан как минимум 124 раза, его передали 26 авторов третьего поколения, которые единодушно проследили его происхождение от сподвижников Пророка ﷺ. В одном и том же виде или с небольшими различиями в словах без изменения смысла его обнаружили и зафиксировали одновременно в десяти местах: Медине, Мекке, Египте, Басре, Хамсе, Йемене, Куфе, Сирии, Васите (Ирак) и Тайфе. Трое из 26 авторов слышали его более, чем от одного информатора. Существующая документация показывает, что этот хадис передавали, по крайней мере, десять сподвижников; полные цепочки передачи от семи из них, поселившихся в Медине, Сирии и Ираке, сохранились до наших дней. Смотрите рисунок на фото:

-2

Ограничившись одним сподвижников – Абу Хурейрой – мы увидим, что, как минимум, 7 его слушателей передавали этот хадис от него: четверо из них были мединцами, двое – египтянами и один – из Йемена. Они, в свою очередь, передали его, по крайней мере, двенадцати другим: пятерым мединцам, двум мекканцам и по одному из Сирии, Куфы, Тайфа, Египта и Йемена.

Подобные примеры из жизни других сподвижников отображают распространение хадиса в иных землях (Басра, Хомс, Васит). При этом, хадис подкреплял свою достоверность в Медине, Мекке, Куфе, Египте и Сирии. Прилагаемая схема, иллюстрирующая чрезвычайно разветвленные цепочки передачи, касается только одного хадиса из десятков тысяч.

*
Текст незначительно подправлен без искажения смысла слов автора

Автор: Мухаммад аль-Азами
Источник: «История коранического текста», стр. 169
Опубликовано: muslimlife.info

Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK