Копоушки - не особенно и редкие находки, попадаются они любителям приборного поиска довольно регулярно. Правда, чаще мы получаем их с изрядными утратами, но это и не удивительно, принимая во внимание то, сколько лет такие маленькие изящные изделия провели в земле, да ещё зачастую в земле обрабатываемой. Но как бы там ни было, копоушек известно великое множество.
Изготавливались они из самого разного материала, от золота и серебра до кости и железа, не говоря уж о бронзе и медных сплавах. Спроси у первого встреченного в поле, что такое копоушка и для чего она предназначалась - почти каждый ответит: мол, это такая маленькая металлическая палочка с типа ложечкой на окончании, предназначенная для чистки ушей от серы. Ну и ещё, может быть, добавит, что вообще-то копоушки иногда бывают затейливо украшены. Ответ почти правильный.
Именно почти, так как оказывается, что учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое копоушка.
У занимавшихся изучением данного вопроса учёных, только во второй половине ХХ века окончательно сформировался взгляд на копоушки как на полноценный источник историко-культурной и хронологической информации. Притом что существует значительное количество пробелов в исследовании этих изделий. Отсутствие единой точки зрения на функциональное назначение копоушек породило множество гипотез, из которых на сегодняшний день можно смело выделить три основных.
Хотя по моему скромному непрофессиональному мнению, правы те учёные, которые считают, что основные гипотезы никак не противоречат и даже наоборот, прекрасно дополняют друг друга, а копоушки представляют собой многофункциональный предмет.
Но обо всём по порядку.
Версия первая: копоушки являются утилитарно-бытовой вещью, это подтверждают и этнографы. То есть использовались исключительно как предмет личной гигиены.
Версия вторая: копоушки являются оберегом-амулетом.
Версия третья: копоушки - это украшения-подвески, такое заключение сделано по археологическим и этнографическим материалам.
За каждой из выдвинутых гипотез известные в науке имена, правда, в основном работы выходили до 90-х. Честно говоря, порой складывается ощущение, что основная цель научной и околонаучной братии - уделать оппонента, а вовсе не найти истину. Но это так, к слову.
И вот что получается: эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.
Копоушки у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известны изделия из кости. Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.
В научных работах описаны копоушки различных размеров. Длина всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.
В Сирии, при раскопках поселения конца II – начала I тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.
Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.
Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца I тысячелетия до н. э. – начала I тысячелетия н. э.
В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а также на территориях Франции, Италии и Китая.
Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали копоушки вплоть до XIX века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.
Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в XVIII-XIX веках.
Почему же этот предмет туалета так часто теряли?
Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.
В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо, выполняя функцию оберега. Значительно реже её носили на поясе.
Между прочим, в 190-е годакопоушки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например, у туркменов, бурят, хантов и манси.
Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек, имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.
В общем, понятно: потерять их было проще простого, что и происходило нам на радость.
На мой взгляд, информации достаточно, что бы сделать вывод: копоушки, как и многие другие предметы быта в обиходе средневекового человека, одновременно несли и утилитарно-бытовую, и сакральную нагрузку, а кроме того были, конечно же, украшением. Это как раз и называется многофункциональный предмет.
Копоушки иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Разглядывая их, совершенно ясно осознаёшь: копоушки, вне всякого сомнения, - настоящие, полноценные произведения искусства, ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.
Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд находки, как копоушка, есть своя, очень богатая и древняя история.
Д. Нократец