Как вы думаете: что общего между "Chackmate" и «ЛМС-901», которые были показаны на выставке «МАКС-2021»? А то, что это практически демонстраторы/макеты в натуральную величину. Ну как бы с "Chackmate" все понятно — новейшая разработка «Ростеха» и все ее увидели впервые. А вот «ЛМС-901»? Что-то похожее я уже где-то видел. Стал искать в интернете и нашел. Оказывается, «ЛМС-901» напоминает советско/российскую разработку начала 90 — х годов, а именно самолет для МВЛ типа Т-101 "Грач". Он изначально должен был заменить ветерана «АН-2». "Грач" впервые поднялся в воздух в 1994 году и оказался очень удачно сконструирован, имел отличные летно-технические характеристики, был гораздо дешевле западных аналогов типа «Cessna 208A/208В» и в принципе мог бы составить им конкуренцию на мировом рынке. Естественно, фирма «Cessna» пустила в ход все свои связи в FAA и США запустило новые правила FAR-23 (ФАП 23), которые были навязаны и России. Однако небо России наводнили "боинги", "аэрбасы" и "эмбраеры". О малой авиации забыли и "Грач", и остатки партии комплектующих для него покрылись, толстым слоем пыли. К самолетам МВЛ вернулись только в 2001 году, в связи с постановлением правительства РФ No 728. В нем указывалось, что необходима разработка так же и самолетов для МВЛ. Но конкретно о самолетах малого класса вспомнили спустя 10 лет. В 2011 году ООО "Авиастроительная корпорация "АСА-Аэродизайн" купила у РСК "МиГ" техническую документацию на Т-101 "Грач" и совместно с ОСКБЭС МАИ разработали самолета «Виконт V100» (на основе Т-101). «Виконт V100» уже соответствовал АП-23 и комплектовался импортными двигателями «Pratt&Whitney PT6A-65B» или «Honeywell TPE331». В 2013 году ООО "Авиастроительная корпорация "АСА-Аэродизайн" стала готовить документы на сертификацию самолета «Виконт V100» на сертификацию в МАК. Казалось бы, все практически готово: бери документацию и строй так необходимый самолет для МВЛ. Ан нет. В 2014 году выходит следующее постановление Правительства РФ No 303, где за раздел «Малая авиация» стал отвечать Минпромторг РФ. Бюджет на этот раздел был существенно увеличен. Прошло «каких-то» 4 года и вот, в 2018 году Д. Мантуров (директор Минпромторга) заявил, что основу российской малой авиации составит самолет «ТВС-2ДТС», а выпускать его, с 2019 года начнут на авиазаводе в Улан-Удэ. Но слова Д. Мантурова, как говорится, разошлись с делом: в начале 2019 года Минпромторг объявил новый (?????) конкурс на разработку самолета для МВЛ "Байкал ТП-ЭП" на сумму в 50 млн руб. И вот тут самое интересное: конкурс вдруг выигрывает ООО "Байкал-Инжиниринг" («дочка» УЗГА) не имеющая сертификата на разработку авиатехники и бюджетные средства 1,25 млрд руб достались ей. А далее, ООО "Байкал-Инжиниринг" совместно с ОСКБЭС МАИ просто берет старые разработки по самолёту "Виконт V100" (скопирован с Т-101 "Грач") 30 летней давности и вот на выходе появляется «ЛМС-901», который с помпой показали на «МАКС-2021». Но сколько бюджетных средств утекло на разработки и Т-101 "Грач", и "Виконт V100", и «ТВС-2ДТС», и теперь на «ЛМС-901» никто не скажет, но по-моему, ну очень много. А самолета для МВЛ как не было, так и нет. Я даже не удивился, если бы Минпромторг сыграет еще какой-нибудь конкурс и выделят новые денежки из бюджета. Хочется вспомнить Китай: растратил бюджетные деньги — получи пулю в лоб!
Статья вас заинтересовала?
Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.