43,2K подписчиков

Флагелланты. Правда о самой безжалостной секте Средневековья

28K прочитали

Представьте себе картину.

Узкая, вымощенная кривыми неотесанными камнями площадь средневекового города. Турне, Брюгге, Эрфурта. Или какого-то еще. Небо подпирает верхотура кафедрального собора - с двумя одинаковыми башнями с изысканной готической розой между ними. Над площадью нависают, закрывая солнце, грязные несуразные дома. У стен собора сидят нищие. Кто-то просто прячет грязные плечи в полуистлевших лохмотьях, у кого-то не хватает руки, у другого колодки вместо ног. Запах ладана, струящийся из церкви, быстро тает в неравной схватке с вонью от окружающих площадь кварталов.

Раздается вопль:

- Мы уже здесь!

Из узкой и темной расщелины между домами появляются несколько мужчин. Тут и безусый юнец, и ветхий старик, который, тащит за собой бездвижную и, кажется, ненужную ногу. Все страшно худющие. Кожа да кости. Эти кости прикрыты рваными рубахами. За плечами у каждого мешок.

- Смотрите все! Вы - людишки, презревшие Бога, погрязшие во грехе - в скотстве, мерзости, лжи, разврате! - продолжает орать предводитель этой компании - долговязый, точно жердь, мужчина.

Рот его кривится от презрения и ненависти ко всему окружающему. Огромные черные глаза горят бешенством.

Подойдя к дверям собора, эти странные паломники, скидывают мешки, стягивают рубахи, оставаясь в одних штанах. Толпа любопытных, которых становится на площади все больше, с брезгливостью и страхом смотрит на спины этих странных и страшных пришельцев, исполосованные множеством иссиня-красных и черных от въевшейся грязи шрамов.

- Смотрите!

Пришельцы достают из мешков плети, похожие на диковинных медуз. Веревки усеяны узлами и узелками, в которых угадываются острые кусочки глины, камня, железа. Шипы и крюки.

- Вы видите?

Паломники друг за другом падают на землю. Кто на спину, кто на живот. И начинают охаживать себя кнутами. С хладнокровием и яростью. Тесно сжав зубы, не издавая ни звука. Только старик, не в силах совладать с нестерпимой болью тихо стонет. Но его стон теряется в свисте плеток, мягких и одновременно жестких ударах, разрывающих плоть.

Потом долговязый, а следом за ним и остальные начинают что-то бормотать под нос. Потом громче, еще громче... Вскоре площадь оглашается песнопениями. Хриплыми отрешенными голосами паломники тянут псалмы.

Кровь обагряет древние камни, заставляет размякнуть и набухнуть проросший между ними мох.

- Я с вами! - кричит кто-то из толпы.

Молодой мужчина бросается вперед, скидывая на ходу одежду.

- Спасибо тебе, брат, - говорит долговязый.

Прерывая экзекуцию, он лезет в свой мешок и достает оттуда еще одну плеть:

- Держи!

Новичок вначале робко, но с каждым ударом распаляясь все больше, начинает охаживать себя по спине. Ему хочется кричать от боли, но он молчит. Он сделал свой выбор. А значит нужно молчать. Бить и молчать. Чтобы в тот момент, когда и душа, и тело полностью сольются с болью, станут ее неотъемлемой частью, попытаться выдавить из себя молитвы - присоединиться к нестройному хору своих новых соратников.

Питер ван Лар. Флагелланты.
Питер ван Лар. Флагелланты.

Отказ от плоти

Движение флагеллантов, или "бичующихся" (от латинского flagellum - бич, плеть), появилось в XIII веке. В 1260 году Европа, затаив дыхание, поверив в зловещие прогнозы богослова из Калабрии Иоахима Флорского, ожидала очередного наступления конца света (до этого пришествие Апокалипсиса предрекали в 1037-м году, а еще раньше - в 1000-м). И кто-то из наиболее "продвинутых" монахов из просвещенной Италии предложил подготовится к страшному часу во всеоружии: с каленым железом, а, точнее, с плетью, увенчанной острыми шипами, - чтобы уж наверняка выжечь из себя греховную заразу. Реальную и мнимую. И те грехи, которые ты уже совершил (а кто из нас безгрешен? - вопрошал тот монах), и те, о которых еще не знаешь, но которые обязательно совершишь. Завтра, послезавтра, через год или десять лет. Это нужно, потому что на Страшном суде всплывет самая маленькая и казалось бы незначительная деталь.

Во главе угла этой странной и страшной философии стоял тотальный отказ от земных благ. Даже больше - отказ от тела, как от бессмысленной, дьявольской оболочки. Нищенствующие ордена - францисканцы и доминиканцы - проповедовали жесткий аскетизм, презирали (во всяком случае публично) богатство и роскошь, но флагелланты пошли еще дальше, гораздо дальше - они довели идею до абсурда. Эти любители умерщвлять собственную плоть питались самой скромной пищей, привычной одеждой их были грубые лохмотья, они никогда не мылись. Они не имели никаких дел с женщинами. "Бичующимся" было запрещено не только прикасаться к дамам, но даже заводить с ними разговор. А самыми важными эпизодами в жизни каждого флагелланта были случавшиеся время от времени акты массового самоистязания, продолжавшиеся ровно тридцать три дня - по числу лет, проведенных на этом свете Иисусом Христом.

Паломники бродили по селам и городам, устраивали жестокие ритуалы возле городской церкви или же внутри ее стен. Кровь лилась рекой, выдерживали процедуру не все, кто-то оставался лежать на обагренных камнях. Хотя "отряд не замечал потери бойца", потому что коммуна флагеллантов пополнялась новыми членами. Многие обычные горожане смотрели на "бичующихся" с ужасом и почтением. "Уж кто-кто, а эти люди точно искупят свои грехи", - думали обыватели. Они кормили сектантов, предоставляли им кров, восхищаясь их мужеству, их твердой воле, их способности к самоотречению.

Процессия флагеллантов. Миниатюра XV века.
Процессия флагеллантов. Миниатюра XV века.

Все началось в Перудже

Самоистязание как особая христианская практика зародилась очень давно, вероятно, еще во времена Римской империи, когда первые христиане прятались от римских солдат по катакомбам. Впоследствии этот ритуал, благосклонно воспринятый отцами церкви, укоренился. В монастырях, в замках феодалов. Известно, что во времена императора франков Карла Великого процедуру самоистязания практиковали известные личности. В середине XI века монах-бенедиктинец Петр Дамиани писал в трактате с характерным названием "De lande flagellorum" ("Похвала бичам"):

"Только те, кто участвовал в страданиях Христа, могут быть участниками обещания о том, что верные однажды унаследуют Царство Божье и тем самым присоединятся к Христу во славе".

Но это все были цветочки. По-настоящему флагеллантство расцвело в XIII - XIV веках.

Первый случай массового самобичевания был зафиксирован в 1259 году в итальянской Перудже и был связан, видимо, со вспышкой чумы и последовавшими за ней неурожаем и голодом. Все это воспринималась не иначе как наказание Господне за вину, которую следует искупить. После Перуджи движение начинает быстро распространяться. Процессии самобичующихся появляются в Милане, Вероне, Генуе и вскоре заполняют всю северную Италию. Есть сведения, что иной раз шествия самоистязателей превращались в целые демонстрации, в которых участвовали по нескольку сотен и даже тысяч человек, как, например, в той же Перудже, где самобичеванием одно время занимался чуть ли не каждый горожанин.

Из Италии флагелланты проникают дальше в Европу - их видят в городах Германии, Бургундии, Швейцарии. Оставили "бичующиеся" свой след и на берегах туманного Альбиона.

Флагелланты на гравюре XVII века.
Флагелланты на гравюре XVII века.

После массовых акций 1260-х годов движение постепенно сходит на нет. Не исчезает, но становится гораздо менее популярным. Чума отступила, жизнь более-менее наладилась, люди стали реже думать о грехе и искуплении.

Новая, еще более мощная волна случилась в середине XIV века, когда на Европу обрушилась Черная смерть - страшнейшая пандемия бубонной чумы. В течение нескольких лет - с 1347-го по 1350-й год - вымирали целые города. Европа лишилась, по самым скромным оценкам, трети всего населения. Вселенский мор воспринимался как наказание Господне за грехи, в которых погрязло человечество. Надо ли говорить, что флагеллантство на этом мрачном фоне снова вспыхнуло буйным цветом, стало необычайно популярным.

"В этот год, Господа нашего 1349, из Германии пришли люди, которые занимались публичным покаянием, бичуя сами себя плетьми с железными крючками, так что их спины и плечи были разодраны, - рассказывает в "Хрониках" Жан Фруассар. - Они также благочестивым образом распевали гимны о рождении и страданиях нашего Спасителя и, согласно своим правилам, они не могли оставаться в каком-нибудь городе больше, чем на одну ночь. Они путешествовали группами большей или меньшей численности, и таким образом, переходили из страны в страну, осуществляя свое покаяние в течение 33 дней, по числу лет, прожитых на земле Иисусом Христом, а затем расходились по своим домам. Эти покаяния осуществлялись таким образом, чтобы умилостивить Господа, и смягчить его гнев, и отвратить его от мести, ибо в это время всю землю опустошала эпидемия, которая уничтожила треть ее обитателей".

В это время, видимо, у флагеллантов появляется собственная "униформа" - просторные белые одеяния с высокими колпаками. Именно такими мы и представляем сегодня "бичующихся", благодаря шедеврам Питера ван Лара и Франсиско Гойи.

Франсиско Гойя. Шествие флагеллантов.
Франсиско Гойя. Шествие флагеллантов.

Конец песни

Тогда, в конце 1340-х годов, "бичующиеся" заполонили всю Европу. Они появились в Испании, Чехии, Польше и других странах. Причем в тех местах, где вспышка чумы была наиболее яростной, где от болезни умерло больше всего народа, сектанты были более многочисленны, они пользовались особой поддержкой у населения, а также отличались склонностью к агрессии. Хронисты пишут, что по их наущению убивали священников, также известно, что флагелланты стали инициаторами нескольких крупных еврейских погромов. Долгое время именно иудеев считали главными виновниками разгула Черной смерти.

Святой престол, конечно, не мог смотреть на происходящее безучастно. Если в пору зарождения движения, католическая церковь поддерживала флагеллантов, то теперь, когда они становились многочисленными и политически опасными, она решила поставить на "бичующихся" крест. Их обвинили в ереси, назвали прислужниками сатаны, "мошенниками, обещающими чудеса, которые не способны сотворить", ибо единственное Чудо - это Бог.

Особое же раздражение у прелатов вызывало то, что некоторые проповедники-флагелланты призывали к отказу от общений со священниками, говоря, что сами по себе акты самоистязания отпустят человеку грехи. Это был удар по устоям, который прощать было нельзя.

"Они (флагелланты. - Авт.) действовали, в основном, в странах, наиболее пострадавших от нее, куда едва ли кто мог проехать, но это продолжалось недолго, так как против них выступила церковь, - продолжает Фруассар. - Никто из этих групп не вошел во Францию, поскольку король строго им это запретил, уступая желаниям папы, который неодобрительно отнесся к таким действиям, по основательным и здравым причинам, но изложение которых я здесь опущу. Все клирики или лица, держащие церковные бенефиции, которые сочувствовали им, были отлучены от церкви и, для его снятия некоторые были вынуждены отправиться в Рим".

В 1349 году папа римский Климент VI издал буллу, запрещающую флагеллантов. Через два десятилетия этот документ усилил новым суровым указом другой папа - Григорий XI. После чего закатала рукава святая инквизиция. "Бичующихся" отлавливали, как бешеных псов, - в городах и на проселочных дорогах, группами и поодиночке. Судили, заставляли признать заблуждение и отречься от него. Некоторые, наиболее малодушные, действительно отрекались, впрочем это им не помогало - на костер отправлялись все. В Тюрингии, Швабии, Фландрии флагеллантов сжигали десятками и сотнями.

Братство кающихся - современные последователи флагеллантов.
Братство кающихся - современные последователи флагеллантов.

К середине XV века движение было подавлено. Хотя и оставались отдельные группы и даже очаги "сопротивления", которые инквизиции было непросто обнаружить. И, конечно, никуда не исчезла практика самобичевания - ей по-прежнему отдавали должное некоторые представители церкви и наиболее яростно верующие католики. Остались и священные песнопения флагеллантов - лауды. Правда, они потеряли оттенки святости и мистицизма - превратились в народные песни.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Крестовый поход детей — трагедия Средневековья

Крест тамплиеров: 5 причин, почему был уничтожен орден Храма