1. Мир есть идея всего, реализованная в материи. Мир универсален для всех своих частей и уникален для ничто, ведь нет ничего кроме мира. Подражая миру, все его части универсальны для своих частей, которым они целое, и уникальны для всего, что вовне. В отличие от мира, его части уникальны не для ничто, а для нечто. Поэтому на миру и смерть красна, красны и подвиги мысли. Движение и развитие частей не проходят незамеченными, другие части их воспринимают, вступают во взаимодействие с этой частью, формируют всеобщую связь частей мира, соединяя части мира в одно целое, в один мир.
2. Идея двояко реализуется в материи: (1) привносит в материю структуру и (2) пропитывает смыслом, идейностью материю, идеализирует материю. Так что мир не есть идейный каркас, обшитый чуждыми идее материалами и запененный изнутри. Не чуждыми. И пена — выражение сущности мира.
3. Интеллигентная идея та, которая реализовала себя в материале себя самой. Это значит, что мечта о несущем каркасе реализована в самом каркасе, а обшивка и наполнитель пропитаны идейностью повторно. Интеллигентная идея та, что обратила энергию своей реализации на себя самоё, то есть это идея рефлексивная. Зафиксировав полное совпадение каркаса с каркасом, обшивки и заполнителя с обшивкой и заполнителем, идея обретает самосознание.
Но всё это происходит покамест в пределах идеи. Стало быть, и материя здесь идеальная. Именно поэтому всё здесь проходит без сучка без задоринки. Подпортить биографию такой идее очень легко. Надо интеллигентнейшую идею реализовать в грубом теле, то есть в физической материи. Тут люфты и зазоры непременно обнаружатся. Но поскольку идея интеллигентная, самосознания она не лишена, и неполное служебное соответствие тела идее исправимо под руководством идеи. Такое исправление называется развитием личности. Да, именно личности. Ибо, согласно А. Ф. Лосеву, личность есть телесно данная интеллигенция. Вот в теле её и берём.
4. Личность есть самосознающая, и тем своеобразная, но всё же часть мира, то есть реализация некоей идеи в материи. Эта часть, так же как и всякие другие части, уникальна для всего внешнего ей и универсальна для всего внутреннего себе. Внешние данной личности части мира составляют естественную среду её общения, может не всегда дружеского. Просветы между частями составляют пространство её движения и, в частности, избегания общения, ускользания в одиночество. Память о прошлом и планы на будущее составляют время её бытия.
Уникальная самосознающая идея реализовалась в уникальную личность, помещённую в уникальную среду общения, уникальное пространство и уникальное время. Как говорится, «Война кончится — великолепная будет жизнь! Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо» (Г. Васильев, С. Васильев. Чапаев (1934)).
5. Мешающий стул можно отодвинуть, собаку отогнать. Конечно, и с другой личностью можно поступить как со стулом или собакой. Но лучше эту другую личность понять. Как это возможно? А как идея сознавала себя? Создавала в себе второй каркас, обшивку и заполнитель. То же самое следует сделать с иной личностью. Надо позволить сделать ей в твоей личности свой каркас, свою обшивку, ещё и заполнитель свой приволочь. Эту полноту выражения А. Ф. Лосев называет именем. Можно не соглашаться с наименованием, не невозможно не согласиться, что понимание требует реконструкции понимаемого в понимающем. В понимании личностью личности одна личность живёт в другой.
6. Но понимание весьма часто затруднено, требуются усилия с обеих сторон, чтобы оно состоялось. А что будет, если трудности не преодолены или усилия недостаточны? Будет недопонимание или не будет понимания. Это и есть естественное состояние людей. Вы думаете, почему так подолгу люди треплются друг с другом? Почему часами мучают телефоны разговорами друг с другом? Им интересно осуществлять понимание и вменять понимание. Так значит до разговора понимания не было. Да, значит не было. А после разговора оно обретено? Да, обретено. А зачем тогда назавтра вновь часами болтают по телефону? Не всё, подлежащее пониманию, высказано вчера. Да и за ночь накопились новые материалы для нового осмысления. Как иронично ни описывай ситуацию пустой болтовни, но даже и в пустой болтовне происходит понимание одной личностью другой, какими бы незначительными обе личности ни были.
7. Специфическое время, специфическое пространство, специфическая материя и собственная уникальная персона в пищевом комке в желудке мира или в его сжатой лапе дают уникальный опыт личности. И этот опыт ничем ни заменить, ни даже выразить в полноте невозможно. Этот опыт вмещает всё, до чего личности есть дело, всё, что её касается. В нём и драмы, и трагедии, и счастье личности. И вот почему насильственное управление этим опытом, коробление его или даже полная деструкция для личности неприемлемы.
8. На 696.183 жителя Бутана имеется 109 почтовых отделений, 15.000 интернет-пользователей, 33.729 телефонных абонентов и 23.000 абонентов мобильной связи (данные 2003 года). Какая отсталая страна! — воскликнете вы. К отсталости добавьте полный запрет на продажу и употребление табака. И штраф за курение в полновесные €175. И ещё в Бутане есть министерство счастья! Вам всё это может казаться диким, отсталым, непрогрессивным. Особенно со счастьем без курева. Но это чужой уникальный опыт. Стоит ли вам пытаться его исправлять? Вносить улучшения? Люди созданы, чтобы жить с этим опытом, по-своему его разнообразить и остро его переживать. А не для того, чтобы служить субстратом для внедрения вашей тупой демократии. Король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук — вот мой выбор!
2018.09.23.