Иногда, читая в солидных изданиях или у именитых экспертов, откровенную глупость, только диву даешься – как много людей сегодня не имеют даже базовых школьных знаний. Причем это касается любой, в том числе и моей автомобильной темы.
Как-то я уже рассказывал о статье в «Российской газете», где автор ничтоже сумняшеся выдавал за первый отечественный автомобиль обычную «эмку» 30-х годов, которой, при всех ее достоинствах, до класса лимузинов, как от горбатого «запорожца» до «бентли».
Однако, гораздо смешнее гуляющая по интернету экзотическая версия происхождения названия и эмблемы автомобиля «Мазда». Стоило одному автору написать, что стилизованная «м» в эмблеме «мазды» означает имя божества Ахурамазды, которому, якобы, поклонялись японцы, как куча копипастеров подхватила и растираживала эту ахинею (уж простите, но иначе не скажешь) по всей сети.
Какое, спрашивается, отношение имеют японцы к древнеперсидской религии – зороастризму? Где японцы и где Ахурамазда? В каких школах учились авторы? Причем, чтобы придать больше веса своей версии, они еще и имя божества пишут по-своему – «Ахура Мазда».
И эта, с позволения сказать, версия так раскручена, что даже поисковик Яндекса, при запросе, первой выдает информацию про «Ахура Мазду» да еще и отдельным блоком!
Никакого отношения ни к Древней Персии, ни к Ахурамазде японский автомобиль «Мазда», конечно, не имеет. Как не имеют отношения и сами японцы.
Все гораздо проще. Основателем компании является Дзюдзиро Мацуда. В имени «Мацуда» по-японски слышится не совсем чистый звук «ц», а нечто среднее между «ц» и «з». Сам автомобильный концерн Mazda Motor Corporation по-японски называется «Мацуда кабусики гайся».
Казалось бы, очевидные же вещи: ни само название автомобиля, ни стилизованная «м» в эмблеме «мазды» не связаны ни с какими мистическими божествами, а означают имя основателя компании – Мацуды, если хотите, - Матцуды или Мазуды. Но видимо проще отрерайтить чужую ошибку, чем немножко подумать и разобраться самому.
Есть еще версии, что на этой автомобильной эмблеме изображены чайка, сова, лотос, солнце и т.п. А то и вообще выдвигается целая философская гипотеза о заложенных в ней смыслах жизни, мудрости и творчестве.
Со временем, конечно, ее могли наполнить каким угодно глубоким содержанием, как это любят это делать маркетологи. Поэтому вполне допускаю и лотос, и сову и смысл жизни.
Но зороастризм?! С чего это маркетологи будут раскручивать японскую автомобильную марку на зороастризме? Чтобы продавать «Мазду» немногочисленной группе езидов-зороастрийцев Ирана? Последним, кто еще сохраняет это древнее верование? При всем уважении к ним, вряд ли они перспективная группа потенциальных клиентов для японского производителя автомобилей.
Согласитесь, смешно.