25 лет назад, 19 ноября 1996 года вышел дебютный альбом Джошуа Пола Дэвиса, известного как DJ Shadow
В юношеском возрасте Джош Дэвис слушал классику хип-хопа и стремился воспроизвести звучание своих кумиров Public Enemy и Пита Рока. Отрезанный от сцен восточного и западного побережья, он вместе с группой единомышленников создал организацию Quannum, свободный коллектив эмси, диджеев и продюсеров в районе Сан-Франциско. После продюсирования ряда синглов его дебютник для английского лейбла Mo'Wax ознаменовал новую эру в музыке.
Впервые с Endtroducing... я познакомился в 2008 году, когда увидел его в списке 100 лучших альбомов всех времён по версии журнала Play.
Не воспроизведу точных эмоций, но точно помню что 63 минуты хронометража пролетели как один миг, но когда они закончились то в голове не осталось каких-то мелодических крючков. Осталось ощущение будто ты побывал в каком-то звуковом потоке, отключился на час. Но этот час не расценивался как бессмысленно потерянный. Тогда я включил альбом ещё раз.
И вот периодически, на протяжении уже более десятка лет, я возвращаюсь к этому релизу. Поклонником DJ Shadow я не стал, хоть и прослушал его последующие релизы, но вот Endtroducing... всё ещё со мной. Не каждый день, даже не каждый месяц, но я испытываю невероятно сильную тягу к этому альбому и если включаю, то дослушиваю до конца.
Недавно альбом вновь напомнил о себе, а тут ещё и четвертьвековой юбилей приближается, поэтому я решил что пора немного о нём (альбоме) рассказать.
В первую очередь Endtroducing... известен тем что это большая часовая компиляция составленная из различных сэмплов и отрывков из композиций, интервью и телешоу разных эпох и жанров т.е. чистая пост-модернистская штука.
Во-вторых, в сотнях "кусочков" Endtroducing... нет хитовых хуков, которые так любят использовать компиляторы, выстраивая вокруг удачной находки из популярной композиции свои звуковые нагромождения. Из списка 93-х фрагментов, собранных в Endtroducing.., мне знакомы 10, если хотите проверить свои познания, то полный список фрагментов здесь.
DJ Shadow:
Я всегда заставлял себя работать с менее известными вещами, а если использовал что-то, что было на слуху, то это только означало нарушение собственного правила.
Всё же автор немного лукавит, широко известные имена в перечне использованных им звуковых фрагментов всё же есть (Metallica, Bjork, T.Rex), но треки взяты не тривиальные. та же Metallica представлена композицией Orion, которая точно неизвестна широкому кругу слушателей.
Материал для альбома собирался Джошем в музыкальном магазине Rare Records, расположенном в Сакраменто.
DJ Shadow:
Это моя маленькая нирвана. Быть ди-джеем. Я серьезно отношусь процессу поиска чего-то интересного и нужного среди старого и забытого, и это место (прим. - магазин Rare Records), куда я езжу уже 11 лет. Это невероятный архив культурной мозаики. и я уверен что в этих стенах я найду то что мне нужно. Фактически, большая часть альбома была построена на записях, взятых отсюда.
Казалось бы? что тут такого: набрал как можно больше разного рода отрывков из композиций и фильмов, которые кроме музыкальных археологов никто и не вспомнит, склеил, назвал и готово. Но в том то и отличие умелого повара от зверей из сказки про компот, что повар знает как подобрать ингредиенты друг к другу и как их совместить чтобы блюдо вышло приемлемым не только с точки зрения его создателя (я гений, просто вы ничего не понимаете), но и потребителя.
Эта запись это осознанная фантазия, охватывающий несколько десятилетий урок истории преподнесённый через забытые биты, радиосигналы и невостребованных мелодий.
И, как мне кажется, даже спустя 25 лет после релиза Endtroucing... звучит очень интересно и свежо, а не выглядит старым забытым реликтом, который вроде бы все уважают, но никто не слушает.
Говорить о нём с точки зрения композиционного разбора мне сложно, потому что я воспринимаю эту запись как цельное произведение, как саундтрек. И интересно то, что этот саундтрек вызывает широкий спектр эмоций в слушателях.
Звуковая дорожка к психологическому фильму ужасов, который не мог бы придумать даже Дэвид Линч; гобелен хронической мрачности и красоты. сшитый из груды разбитых мечтаний; сюита меланхоличной музыки, которая упорно отказывается подпадать под любой музыкальный стиль; симфоническая фантазию о 24-летнем мечтателе;
Но чтобы как-то обозначить опорные точки в релизе, всё же позволю себе отметить некоторые треки: начинающуюся со звуков дождя и построенную на клавишной петле Building Steam with a Grain of Salt, пульсирующую What Does Your Soul Look Like (Part 4), тревожно-эмбиентную Stem/Long Stem и атмосферную Midnight in a Perfect World.
Выход Endtroucing... и старт большой карьеры DJ Shadow состоялся благодаря энтузиазму, как самого артиста, так и поверивших в него людей, которые готовы были вкладываться в продвижение релиза на рынке.
Джош вспоминает, что после успеха альбома ему стали звонить именитые продюсеры и звукоинженеры восхищаясь технической стороной его работы, что очень веселило автора, поскольку альбом целиком был создан на обычном сэмплере Akai MPC60, выпускавшимся с 1988 года.
А гитарист Radiohead Джонни Гринвуд отметил альбом как один из источников вдохновения для эпохального релиза OK Computer (1997).
В завершении приведу выдержку из того самого журнала Play, благодаря которому DJ Shadow навсегда стал частью моей фонотеки:
Исторический дебют калифорнийского ди-джея и продюсера - альбом, упрямо называемый кульминацией трип-хопа, формально же проходящий по хип-хоп ведомству. Так или иначе, своим его готовы считать и те, и другие - ведь какой, пусть даже самый передовой цех, откажется от фигуранта Книги рекордов Гиннесса.
Эталонная в своей целостности пластинка, склеенная полностью - и впервые в истории - из сэмплов. Джаз и фанк, T.Rex и Metallica, Beastie Boys и Grandmaster Flash, рассыпанные то здесь, то там фрагменты архивных телевизионных шоу и аккуратные огрызки чужих барабанных лупов - умницу и умнице DJ Shadow пригодилось всё. Защитив самую захватывающую на веку диджейских наук докторскую диссертацию, Джош Дэвис заслужил пожизненное право почивать на лаврах.