Найти тему

События в Перми: пытаюсь проанализировать, понять, предотвратить

Оглавление

Мои рассуждения и выводы после произошедшей трагедии в понедельник в Перми. Выражаю свои глубочайшие соболезнования! Рассказываю, почему это системная проблема; предлагаю изменения, которые могут минимизировать такие ужасные трагедии в будущем

Траурная неделя. Выражаю свою печаль о случившемся. Тем не менее, попробуем разобраться, почему могло такое произойти; что можно сделать, чтобы в будущем не повторилось (c) Depositphotos
Траурная неделя. Выражаю свою печаль о случившемся. Тем не менее, попробуем разобраться, почему могло такое произойти; что можно сделать, чтобы в будущем не повторилось (c) Depositphotos

Несколько дней назад произошла жуткая, страшная трагедия, к сожалению, уже в очередной раз. Опять учебное заведение. Опять это сделал молодой парень; в очередной раз, увы, сделано было руками умного человека, избравшего для себя путь в никуда. Его бы способности и навыки, да в мирное русло. Тем не менее, была выбрана другая дорожка. В очередной же раз история вскрывает просто массу леденящих кровь фактов, обстоятельств, последующих выводов (которые, к великому сожалению, не помогают). Статью я думал написать на следующий день после происшествия, но отложил, поскольку много времени ушло на анализ - всплывали новые подробности и факты, каждый из которых дал свою пищу для размышления. Сейчас на моём канале тематическая неделя под названием "Все мы родом из детства". Увы, сегодняшний случай связан с темой напрямую

О том, что произошло 20 сентября, т. е. в понедельник, в Перми я расписывать не буду. Эта история нашумевшая; конкретные её обстоятельства не очень интересно повторять, подробно описывать. Зачем ещё раз шокировать публику, уподобляясь таким образом некоторым СМИ? Давайте попробуем разобраться в ПРИЧИНАХ произошедшего, а также обсудим, как такое можно предотвратить. Эта публикация выйдет без рекламы (по правилам Яндекса); постараемся также в комментариях не смаковать подробностей...

Итак, в понедельник, восемнадцатилетний стрелок по имени Тимур Бекмансуров совершил страшнейший поступок в своей жизни, крупное преступление. Что именно произошло - известно. Непонятно до сих пор, почему он это сделал? Кто-то говорит, что он болен. Другие говорят, что нет, что это сделано из хулиганских побуждений. В любом случае, парень сейчас в тяжелом состоянии и вряд ли сможет в ближайшее время что-то пояснить. Впрочем, точно известно, что к этому "делу" он долго и планомерно готовился. Более того, подробно описал, как готовился к преступлению; описаны были также мотивы (вот только их причины иррациональны). Кстати говоря, это описание очень интересно с точки зрения психологии, но к этому мы ещё вернёмся

Общий паттерн поведения лиц, устраивающих подобное

К величайшему сожалению, история произошла не в первый раз уже. В мире вообще тенденция уже сложилась, которая докатилась, увы, и до нас. Не припомню подобных происшествий в России до 2012-2013 года. Первую нашумевшую историю устроил Сергей Гордеев. Кстати, очень мутное происшествие (лично у меня много вопросов вызывает)... И вот с той поры понеслось - раз в год-полтора происходит такое, о чём потом долго вспоминают, говорят. Конечно, и в советские времена, и в 90-е годы, да и позже происходило в учебных заведениях всякое: кто-то приносил оружие в школу, устраивал разборки друг с другом. Там мотивы были чисто хулиганские, на почве личной неприязни между несколькими учащимися (либо между учащимися и педагогическими работниками). Но это почти никогда не заканчивалось массовой трагедией. В этих же историях, начало которым положило печально знаменитое происшествие в американской школе Columbine (Колумбайн, как не странно и ужасно, стал нарицательным термином), сложился уже определённый паттерн

Что такое паттерн? Это от английского слова pattern - узор (орнамент); в науке (в математике и IT в первую очередь) означает повторяющиеся признаки, закономерности в наборе данных, позволяющих делать выборку из этого набора по ним. В психологии конкретно паттерн поведения - какие-то повторяющиеся закономерности, признаки, факты, по анализу которых можно уже точно говорить о явлении, о том, что вот оно произошло по таким-то, либо по другим причинам. Иными словами, это тенденции, типаж и т. д.

Какой же паттерн у "школьных стрелков" (хотя дело может происходит не только в школе, но и в колледже, университете)? Перечислю некоторые признаки, которые повторяются почти всегда:

  • Молодой возраст. Редко, когда стрелкам было больше 21 года. Во многих странах возраст 21 года - это возраст полного совершеннолетия
  • Огромное количество жертв. Причём, жертвы относительно случайные. Одно дело, когда идут мстить целенаправленно учителю, учащемуся (например, жертвы буллинга). В случае же очередного колумбайна преступник стремится просто как можно больше жертв с собой на тот свет унести
  • Преступник не стремится жить дальше. То есть по сути, для него этот поступок - способ сведения счетов с жизнью. Вот только не в одиночку он это делает, а стремится, чтобы и другие с ним ушли. Отсюда такое малое количество выживших преступников, доживших до суда
  • Манифестация. Не всегда далеко это должно быть в письменной форме, но в любом случае манифест есть. Бесцельно никто не идёт убивать - они ведь не глупые люди, хотя и очень серьёзно больные. Про это я ещё отдельно скажу
  • Триггер. Триггер - это спусковой крючок, некое событие, заставляющее наконец взять и сделать задуманное. В норме у всех людей действует мощная психологическая защита. Человеку по природе очень сложно убивать. Тем не менее, пробить эту защиту можно. Событие-триггер часто бывает той последней каплей, заставляющей творить злодеяния
  • Психоз. Все эти преступления творятся в особом состоянии психики, называемом психозом. Что это такое? Как писал Иван Павлов, психоз - это когда человек неадекватно действует, неадекватно воспринимает окружающий мир, когда идёт очень сильная рассинхронизация внутреннего и внешнего миров
  • Наличие некоей идеи-фикс (параноидальность). Почти у всех была какая-то одержимость бредовыми идеями
  • Депрессивные настроения. Вкупе с предыдущим пунктом: во многих случаях идеи-фикс связаны с депрессией, с восприятием мира, как говорят, в чёрных и серых тонах
  • Склонность к анализу, раздумьям. Так выходит, что за исключением нескольких случаев, дела творят молодые люди, склонные к анализу, копанию и самокопанию. В просторечии часто говорят, что "опять умник что-то натворил"
  • Низкая эмоциональность. Само преступление совершается вообще в "отмороженном состоянии". А ведь у нас педагогика та же в первую очередь борется с гипертимиками и школьными хулиганами. Правда же в том, что типичные хулиганы почти никогда не устраивают такое. Хулиганы любят эпатаж, шоу, повышенное внимание, но им для этого не нужно никого убивать - им нужны зрители, но зрители живые
  • Планирование. Преступление всегда планируется. Это не тот случай, когда жертву буллинга доводят, а она потом расправляется со всеми тем, что под руку попадётся. Тут всегда, абсолютно всегда составляется план действий. Тем оно поразительно и страшно!

Манифесты. Причём здесь Родион Раскольников?

Те из читателей, кто в школе хорошо учился, наверняка вспомнит знаменитое произведение "Преступление и Наказание" Фёдора Михайловича Достоевского. В нём главный герой, Родион Раскольников, также довольно долго готовится к преступлению. Всё тщательно планируется. Раскольников вполне попадал под паттерн; разница лишь в том, что он хоть и молод, но всё же на "дело" пошёл не в ВУЗ, а к пожилой женщине, которую считал причиной всех бед. Он взял на себя роль судьи, решающего кому жить, а кому нет. Посчитал, что раз старушка занимается ростовщичеством, то недостойна жить. К тому же очень хотелось ему доказать, что он "...право имеет" (всю фразу не включу по цензурным соображениям). Книга интересна. Да вообще, творчество Достоевского - это часто художественное описание истории душевной болезни тех или иных преступников, или же просто странных людей

Что такое манифест, манифестация? В нашем случае, это некое заявление всему миру о себе, о своём видении того, как нужно поступать. Эдакая попытка с одной стороны заявить громко о себе, призвать к чему-то, оправдать что-то (свои преступления, например). Считайте это как попыткой объясниться, причём заранее. Вот почему колумбайнеры всегда оставляют записки, а то и целые сочинения. Некоторые люди называют это проявлением нарциссизма, демонстративного характера личности. Отчасти это так, но я бы не относил это к чертам психотипа, портрета преступника такого рода. Да, манифесты оставляются демонстративным образом, как и сам поступок, но это часто бывает ярким таким реактивным проявлением психики - иными словами, нетипичная картина для такого человека

Тимур оставил целое сочинение о готовящемся преступлении. Настолько мощный текст, честно говоря, поражающий с одной стороны глубиной проработки, а с другой - глубиной падения. К этому анализу я ещё перейду

Некоторые характерные особенности Тимура

Сейчас же вернёмся к человеку, совершившему страшное на этой неделе... Всплыло очень много интересных и характерных особенностей личности стрелка. Лично для меня многое уже объяснено. Конечно, в будущем ещё много чего всплывёт - по отдельным темам ещё есть вопросы, требующие подтверждения или опровержения

Что мы знаем об этом несчастном (да, несчастном) человеке? Хорошо учился. Из некогда полной семьи. Мама работает на серьёзной должности, главным бухгалтером (глупых на такие работы не берут). Отец - военный, контрактник/наёмник, воевал в Сирии (вот личность отца у меня больше всего вопросов вызывает, кстати). Родители по каким-то причинам расстались 12 лет назад, но участие в воспитании сына принимали оба

Здоровье. Вот тут очень интересная тема: астматик(!это очень важно!), с ранних лет. До 7 лет часто болел

Учёба. Хорошо учился, хотя иногда запускал учёбу (причина - опять здоровье), но был способен взять себя в руки. Со слов матери, идеальный ребёнок в детстве: тихий, спокойный

Речь, тексты. Вот тут ещё интереснее. По оставленному манифесту можно понять, что склонен к анализу, умеет чётко и структурировано излагать мысли, факты. Не шизоид. Собирался стать юристом: видим черты параноидального типа (вбил в голову идею, к которой шёл), с чертами ананкаста (смог распланировать) и астенических типов (эмоциональные проблемы). Это в норме. Но что-то пошло не так

Триггер. Собирался поступать в учебное заведение, связанное с "силовкой" (полиция, военные), но из-за слабого здоровья не взяли. Отсюда желание доказать миру, что "право имею", как Раскольников. Впрочем, это не единственный триггер. Я подозреваю наличие ещё нескольких триггеров

Склонность к депрессиям. Основной фон - мизантропия (ненависть к людям). Это тоже видно по тексту. По тексту видно, что жить не хочет. Наблюдается аутоагрессия

Несколько слов о здоровье: почему важно то, что он астматик?

Всё дело в том, что астма часто влечёт за собой появление неврозов. Это известный факт. Правда, неврозы далеко не такие, как в этой истории. Иначе бы давно уже что-то предпринималось. Просто перенесение астмы оставляет серьёзный след в личности пережившего её. Формируются даже определённые и угадываемые черты психотипа. Та же депрессивность, эмоциональная отстранённость, деперсонализация (Тимур пишет, что часто возникает ощущение, будто видел картину со стороны, от 3 лица)

Роль отца в истории

Почему я говорю, что личность отца вызывает большое количество вопросов? Дело в том, что чувствуется, что отец очень влиял на сына. Вообще, это вполне нормально и понятно по природе: мальчик стремится к одобрению со стороны мужских авторитетов (обычно, это отец или тот, кто взял на себя роль "архетипа отца"). Сын пытался походить на отца - собирался стать военным или полицейским. Разбирался во всей этой теме. Не смог поступить в соответствующее учебное заведение (по причинам здоровья), что явно его сильно задело. Плюс, полагаю, что отец ставил очень высокую планку, которой пытался сын соответствовать, но не мог. Очень даже возможно, что история вся эта из-за этого и случилась - именно, как триггер, как один из факторов в общую копилку

Характеры слова парня о "биомассе" и "биомусоре" из манифеста. Откуда такая ненависть к людям? Откуда мизантропия?

Я когда такие слова слышу, то вспоминаются военные. Если честно, то в их среде такое гуляет, такие словечки - именно среди тех, кто участвовал в сражениях. Там это можно понять - без такого отношения не получится забрать чью-то жизнь. Это вынужденная защита мозга, психики от потрясений. До конца не получается, почему и страдают многие военные (именно участники событий) "боевым синдромом" - разновидностью посттравматического синдрома (ПТСР)

Вот только у военных всё же реализуются на практике наклонности личности. Грубо говоря, удовлетворяются наклонности и следующие из этого потребности. У них есть возможности - участвовать в боях, боевой подготовке, учениях. Есть куда "сливать" потребности. Кто хоть раз в бою поучаствует (пусть даже это какой-нибудь пейнтбол), отдалённо поймёт, что такое горячка боя, что это за азартные ощущения. Здесь же была закрыта возможность реализовать себя...

Думаю, следствие ещё много чего важного раскопает в этой связке

Впрочем, помимо отца и его личности меня не могла не заинтересовать ещё одна тема...

Брейвик, как человек, ломающий систему

Лет 10 назад в Норвегии один человек тоже совершил злодеяние. Тоже были массовые жертвы. И, что характерно, был составлен манифест, да ещё какой! Страниц на 200. Сама та история характерна тем, что её участник и не думал умирать. Он своими действиями как следует поиздевался над всей системой обеспечения порядка и правосудия в Норвегии. Речь идёт об Андерсе Брейвике. Там тоже всё очень долго и тщательно планировалось (Тимур долгое время копил деньги на оружие). Там также удалось обойти все ограничения системы (Тимур смог обмануть медкомиссию, например, причём самым циничным образом).

Ещё, действия обоих показали всё несовершенство обеспечения безопасности. Самое ужасное, что никто на них обоих бы и не подумал никогда... Зачем оба делали? Чтобы отомстить системе. Интересно, что в принципе, это удалось. Беда в том, что простые люди страдают от этого всего. Системе-то что, она бездушна. За действием же подобным всегда будут стоять судьбы людей, порой, оказавшихся "не в то время - не в том месте"

Тем не менее, во всех случаях предотвращением занимаются конкретные люди. К сожалению, кто-то проявил равнодушие или халатность. Преступники, понятно, сядут. А вот эти люди? Кто-то из них останется на свободе, но как они со всем этим будут дальше жить? Поэтому лично я считаю, что после всех этих происшествий должны делаться тщательные выводы и последующие действия, причём не для галочки

Можно ли всё это (было) предотвратить?

Отвечу сразу на вопрос "можно ли было?". К сожалению, сослагательного наклонения история не знает. Да, можно проанализировать, ругаться до бесконечности о случившемся, но вспять уже не повернуть ничего. Тем не менее, случившееся в прошлом может и должно влиять на будущее

В мае этого года уже была подобная история в Казани. К сожалению, как выяснилось в нынешней истории, меры вроде и были приняты, но формальные. Проверяющие организации просто ещё раз провели свои проверки, больше для галочки. С другой стороны, что же, подозревать во всех молодых людях потенциальных нарушителей и преступников? Тогда будет другой перекос, о котором тоже будут шуметь в обществе. Это очень тонкое дело: постоянные запреты тоже всем надоели, но и незащищённость от действий злоумышленников напрягает

Занятно, что психиатр интуитивно поняла какой-то подвох - в итоге перевела Тимура к психологу. Психолог дала большой и древний опросник, состоящий из 500 вопросов. В количестве вопросов нет ничего страшного, но вот качество! Этому опроснику лет 50, не меньше. Если несколько раз пройти его, то можно выдавать идеальные ответы. Та же история с прочими заданиями. Думаете, в больницах по-другому? Чаще всего дадут Тест Роршарха ("выбери нужный цвет"), задания с картинками и тому подобное. Формалистика, которую спокойно можно пройти. Да, и что не менее важно, на момент прохождения всех этих обследований можно быть вполне адекватным. Действительно, если проводить обследования глубинные, тесты давать сложные (с огромным фактором случайности, а также огромным количеством связей, перекрёстных ссылок), опрашивать человека как положено, полагаясь при этом ещё на чутьё, то вполне можно повысить шанс по отлову потенциальных преступников. Полностью предотвратить вряд ли удастся. В конце концов, некоторые психозы наступают быстро, у вполне здорового до этого человека

Тем не менее, помимо медкомиссии ведь существуют ещё и охранные меры: оборудование здания кнопками; всевозможные автоматические блокировки; защитные спецсредства для той же охраны. А она в случившейся трагедии погибла первой. Самое худшее, что охранники предпринимали попытки что-то сделать. Жали кнопки, вызывали 112 - всё очень медленно происходило. Дозвониться невозможно было сразу. В итоге, ситуацию спасли совершенно случайные сотрудники полиции, да и те из ДПС! Между прочим, недалеко от здания ВУЗа находится вокзал. Как предполагал сам злоумышленник, именно оттуда должны были прибежать первые полицейские. Это он сам так расчитал. В реальности же вышло так, что отреагировали просто сотрудники ближайшего патруля ДПС. Их не должно было быть в том месте, просто ДТП случилось, они его оформляли. Вот именно это показательнее всего. Надеюсь, что следствие разберётся в случившемся и даст оценку тому, адекватные ли были приняты меры и могли ли приехать сотрудники раньше?

Отдельный скандал с профессором, который продолжал занятия. Да, он запер дверь, но не прекратил панику, да и прочие меры проигнорировал. Его ещё некоторые оправдывают, а я бы в СИЗО отправил на время следствия. То, что его действия не привели к большим жертвам - это просто сказочно повезло

Показателен ещё один эпизод. На видео, где ребята выпрыгивали из здания (со второго этажа) можно отметить, что почти ни один не умеет правильно прыгать, приземляться. Все практически неудачно приземлялись. В итоге, у некоторых травмы. По счастью в этот раз из-за эвакуации никто не погиб. В Казани было по-другому. О чём это говорит? Что в школах на том же ОБЖ или физкультуре не уделялось должного времени и внимания на подобные приёмы. Даже в моем детстве нас ещё этому хоть как-то учили. Говорили, что делать, если нужно прыгнуть со второго-третьего этажа. На что приземляться и каким образом. По-хорошему, на это нужно также обратить внимание и что-то делать с этим

Вместо заключения

К величайшему сожалению и печали, происшествие в очередной раз показало несовершенство системы по обеспечению нашей безопасности. Нельзя сказать, что ничего не делается вовсе, но есть куда расти и какие меры предпринимать. Правда, что наверняка произойдёт, запретят не то, что нужно; введут меры, которые легко будет обойти; подозревать будут, но не тех, кого нужно. Я очень надеюсь, что ошибаюсь!

Выражаю ещё раз свои соболезнования пострадавшим. Да, все мы смертны; у каждого из нас свой день и час. Тем не менее, очень грустно, печально, когда это происходит в ситуациях, которые в силах было минимизировать, предотвратить; просто, банально, не оказаться можно было "не в то время и не в том месте"

Давая оценку и характеристику на молодого человека, устроившего всё это, я не стремился как-то оправдать его. Этому вообще нет оправдания. К сожалению, на наши личности много чего влияет: море факторов могут сходиться вместе. И при этом, окончательный выбор все равно за человеком. Здесь человек выбрал Зло, хотя мог не делать этого. В итоге, погубил море жизней (за каждой из них своя судьба была) - да и своё дальнейшее существование, если выживет, сделал никчёмным

Всем желаю добра. Верьте в лучшее, в то, что мир, несмотря на несовершенства, всё же не без светлых сторон

С вами был Игорь Кучаев,
Канал "Психология человеческих различий"