Канал "Геодезия и отвага!" посвящен французской геодезической экспедиции в вице-королевство Перу (сейчас это территория Эквадора). Однако, помимо градусных измерений, испанские участники миссии: офицеры Хорхе Хуан и Антонио Ульоа, оставили интереснейшие наблюдения о своих путешествиях. В частности, о том, как живут люди в Картахене Индийской, в Кито и Панаме. Что едят, с кем дружат и как проводят время. Здесь и далее - перевод заметок автора, в скобках курсивом - мои комментарии и удивления.
64. То население этих мест, что происходит от браков Белых с Неграми зовется Мулатами. Эта каста общеизвестна, так что не стоит дополнительного упоминания. От браков Мулатов с Белыми рождаются Терцероны. От брака Терцерона и Белого - квартероны, и, наконец, от браков Белого и Квартерона, Кинтероны. Кинтероны - последняя из "черных" каст, поскольку потомки от союза Кинтеронов и Белых уже считаются Белыми (испанцами). И хотя сами эти дети имеют белый цвет лица, из дедушки, если они живы - больше похожи на мулатов.
(Тут есть некоторое несоответствие в иерархии каст, которые приводит Хорхе Хуан и, например, Мигель Кабрера, мексиканский художник 1760х гг. Дело в том, что количество каст было плавающим и в разных колониях Испании одни и те же касты имели разные названия.
По Хорхе Хуану дети Мулатки и Белого должны зваться Терцеронами (в общеизвестной иерархии они будут Квартеронами, по Кабрере: морисками). Дети Морисков с Белыми - Квартеронами или Альбинами, дальше союз с Белым даст Кинтеронов (Torno atras), а последующий союз с Белым должен произвести на свет белого, но мексиканцы таких детей бы назвали Tente en el aire).
Каждая семья строго блюдет иерархию своей касты и, если по ошибке к человеку обращаются не столь почтительно, как положено согласно его происхождению, он очень оскорбляется.
65. Существует большое количество промежуточных каст. Например Самбо - это дети от браков мулатов с индейцами.
66. Количество каст столь разнообразно, что сами люди (особенно в сельской местности) зачастую не знают названия своей касты. Среди женщин часто встречаются особы с абсолютно белой кожей, которые, однако, с точки зрения закона белыми не являются.
67. Кроме Мулатов, все прочие касты одеваются на испанский манер, но очень легко, как диктует климат. Те, кто не зарабатывает на жизнь ремеслом (белые этого обычно не делают), ищут себя в торговле, но не все преуспевают.
68. Среди каст меньшее число имеют негры. Негров можно разделить на свободных и рабов. Рабы, в свою очередь делятся на местных и приезжих. Приезжие заняты на сельскохозяйственных работах в Асьендах. Те, что остаются в городе, выполняют поденную работу, отправляя большую часть заработка хозяину и кормятся с небольшого остатка. В городе так жарко, что негры не носят одежды, лишь прикрывают повязкой срамные части тела.
То же касается чернокожих рабынь: либо они живут в асьендах замужем за рабами, либо торгуют фруктами и овощами в городе, продавая сладчайшие плоды, что родит земля. Также на улице торгуют рагу, сладостями, кукурузным хлебом и Касабе (лепешками из маниоки), основной пищей негров. Те, из женщин, которые имеют маленьких детей, носят их в платке за спиной и, если дитя хочет есть, перекидывают ему грудь через плечо или просовывают подмышкой, чтобы руки у женщины всегда оставались свободными.
(вот тут я окончательно скандализировалась и не смогла найти картинку, иллюстрирующую грудь, заброшенную на плечо)
#геодезия и отвага #история латинской америки #18 век #расизм