- Это история осталась в памяти трёх мальчишек на всю жизнь. Мне ее рассказал отец.
Лет сто назад в казачьей семье дети начинали работать рано. На огороде, в поле и скотном дворе каждому обязанностей хватало. Уход за лошадьми был привилегией старших мальчишек. И если отец кому-либо из младших доверял лошадь - от гордости распирало в груди.
С вечера отец приказал: на рассвете Иван, Фадя и Костя отправятся на дальнюю делянку кукурузу сажать. Поле вспахано, борозды нарезаны, осталось бросить зерна и закрыть землёй. - Лошадь возьмёте, мешок кукурузы и грабли, - и чтоб без баловства! - наставлял отец.
Утром оседлали лошадь, погрузили поклажу, мать узелок с едой приготовила. Поводья доверили четырнадцатилетнему Ивану. Фадя вокруг него вьюном вился, но брат его к лошади не подпускал. Костя плёлся сзади.
Перешли по камешкам горную речку, одолели перевал и вышли на небольшую долинку, полную цветов и звуков. Решили перекусить, до поля рукой подать. Успеется, все сделаем во-время. Достали тормозок. Яйца, сало с хлебом и молоко уплетали за обе щеки. Полежали. Спохватились: лошадь не поена, нужно к озерцу идти, а поле -то там рядом. До поля добрались, сняли седло и мешок с граблями. И тут началось : выездка и джигитовка. По очереди Иван и Фадя скакали, «лозу рубили». Лошадь напоили, выкупали. У Кости другое занятие. Штаны закатал, рубаху снял и ловит ею рыбу в озере. Удачно! Уху варить не в чем, а в костре запечь можно. Хворост собрали, у костра согрели Костю, рубаху его высушили. Рыба в глине запеклась. С хлебом и солью рыбу всю и съели. Лошадь пасётся, вода рядом. Ребята полежали, немного вздремнули.
... Солнце припекать стало, полдня прошло. Быстро за работу. Кукурузу бросали, бегая по полю, загребали землю и руками и граблями. И не успели, солнце скрылось за горой, пора домой возвращаться. Что делать? Фадя придумал: оставшуюся кукурузу ссыпать в борозду в одном месте, отметить вешкой, а через несколько дней вернуться и досеять. Так и сделали.
Домой вернулись в сумерках уставшие и голодные. Мать ворчала на отца, что замотал детей тяжёлым трудом.
Прошло несколько дней. На поле сходить не удалось. Досеять у ребят не получились- другие заботы навалились. А потом забыли...
Был солнечный воскресный день, станица отдыхала. Детвора на улице играла, веселилась. Беда грянула неожиданно. Нагайка взвизгивала у отца в руках, прилипая к спинам Ивана и Фадя. Косте досталось меньше, успел удрать. Три дня братья старались не попадаться отцу на глаза . Спали на чердаке, днём сползали, чтобы раны полечить и поесть. Сестры с матерью их от отца оберегали. Больше отец их не наказывал, но загрузил грязной работой и к лошадям полгода не подпускал.
Отца мальчишки простили, представили, каким он увидел кукурузное поле... Особенно- огромный куст всходов в одном месте... Сами виноваты: как посеяли - так и получили...