Найти в Дзене
Артхив

Бездарная муза Ида Рубинштейн

Оглавление

Ида Рубинштейн восхищала и раздражала. Она дарила художникам вдохновение и покупала их талант. В итоге у многих известных живописцев и графиков первой половины ХХ века в творческой биографии есть страница с коротким заглавием — «Ида».

Ида Рубинштейн. Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1917
Ида Рубинштейн. Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1917

Богатая и самостоятельная

Ида родилась в 1883 году в Харькове, в богатейшей еврейской семье. Ее дед был основателем банкирского дома, отец и дядя Иды занимались банковским делом, а также вели торговлю, были сахарозаводчиками и владели пивоваренным заводом.
Но, кроме богатства, Иду ждало раннее сиротство. Она была совсем малышкой, когда умерла ее мать, несколько лет спустя ушел из жизни отец, и в 1894-м девочка переехала в Петербург, где росла на попечении родственницы.

Ида Рубинштейн.
Ида Рубинштейн.

Ида получила прекрасное домашнее образование, знала четыре языка, изучала историю искусств. Еще подростком она брала уроки танцев и актерского ремесла у лучших педагогов Петербурга. Особых дарований они в девочке не обнаружили, но Ида уже жила мечтой о сцене. Разумеется, идея стать актрисой не вызвала одобрения у родни, и это мягко сказано, но дело решил брак — ранний и очень короткий. Молодые расстались сразу после свадебного путешествия, и Ида получила полное право и возможность делать все, что ей хочется.

Ида и Лев

Масштаб амбиций Иды Рубинштейн был сопоставим с размерами ее состояния. Начать свою артистическую карьеру она решила с роли Антигоны. Ида сама финансировала постановку, а оформить спектакль пригласила Льва (Леона) Бакста. К этому моменту он был уже признанным живописцем и театральным художником.
«Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню», — писал об Иде Лев Бакст.

Первый частный спектакль Иды Рубинштейн был показан всего один раз, в 1904-м, и не стал громким событием. Критики прошлись по дебютантке, отметив низкий уровень игры и плохую дикцию. Впрочем, необычная внешность Иды привлекла режиссеров. Сам Константин Станиславский приглашал Иду Рубинштейн в свой Художественный театр, но она отказалась — и поступила в театр Веры Комиссаржевской. Там ей предстояло сыграть заглавную роль в «Саломее», и с молодой актрисой стал заниматься Всеволод Мейерхольд.
Ида-Саломея появилась перед публикой, исполнив знаменитый «Танец семи покрывал». По сюжету царь Ирод обещает выполнить любое желание Саломеи, если она станцует для него. Решив потребовать у Ирода голову пророка Иоканаана, Саломея приходит к царю, завернутая в покрывала, и сбрасывает их, одно за другим, во время обольстительного танца.

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1908
Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст), 1908

Удалось ли Иде Рубинштейн добиться успеха в театре, читайте в Артхиве.