Никогда не был фанатом Yes, хоте ценю их вклад в развитие арт- и прогрессив-рока. В их дискографии есть альбомы, которые мне нравятся, но они вряд ли войдут в перечень моих любимых записей за пределами дискографии Yes. Но вот 01.10.2021 вышел новый, уже двадцать второй альбом классиков, и дабы освежить впечатления я переслушал работы классиков по хронологии.
Откровений практически не было, что нравилось ранее нравится и теперь, что не нравилось - не понравилось. Но вот с Fly From Here получилось интересно.
Я помню что слушал его в год выхода, но никаких эмоций он у меня не вызвал, да и музыку я тогда любил несколько другую, но вот сейчас, спустя 10 лет, при втором прослушивании я понял что мне хочется послушать его ещё раз, а потом ещё.
Собственно поэтому я и делюсь впечатлениями здесь, но загвоздка в том, что Fly From Here в том виде в котором он вышел в 2011 году это своего рода альбом-призрак и вот почему.
Прекратив в 2004 году активную деятельность по вывеской Yes, предполагается что поводом для этого служил отказ вокалиста Джона Андерсона работать над новым материалом, участники группы занялись сольными проектами.
На 2008 намечался большой тур в честь сорокалетия группы, но он не состоялся по причине болезни Андерсона. Тогда на место вокалиста был взят канадский музыкант Бенуа Давид и группа в составе: Крис Сквайр (бас-гитара) Стив Хау (гитара) Оливер Уэйкман (клавиши) Алан Уайт (барабаны) и Бенуа Давид (вокал) отправилась в турне по Северной Америке.
Это стало окончательным поводом к очередному и видимо последнему разрыву между Джоном Андерсоном и группой Yes, и вновь поставило вопрос о будущем группы и аутентичности Yes без Андерсона.
Но похоже оставшиеся участники Yes были решительно настроены продолжать.
Крис Сквайр:
Мы держали паузу с 2005 по 2007 год, чтобы Джон поправил своё здоровье. В 2008 было назначено турне и он был всецело за. Но прямо перед гастролями ему стало очень плохо, и мы были вынуждены всё отменить. В этот момент мы поняли: пора наконец что-то делать, чтобы группа продолжала работать. Надо привлечь кого-то другого. Всё очень просто.
Турне прошло успешно, пора было окончательно легитимизировать нового вокалиста, да и самих себя, записав новый альбом.
Yes находились в той же ситуации что и в конце 70-х, когда ни клавишника Уэйкмана, ни вокалиста Андерсона в группе не было, но нужно было двигаться дальше. Тогда места ушедших ветеранов заняли участники группы The Buggles (известной по хиту Video Killed the Radio Star) вокалист Тревор Хорн и клавишник Джефф Даунс.
И именно они, а так же композиция We Can Fly from Here стали движущей силой для создания нового альбома.
We Can Fly From Here исполнялась самими Yes в турне 1980-го года, выходила в 2005 году в виде концертной записи на бокс-сете The Word Is Live, а в 2010 году была издана в виде студийной демки на переиздании альбома Adventures in Modern Recording (1981) группы The Buggles.
Тревор Хорн:
Крис Сквайр пригласил меня поработать над одним треком, а после взял в заложники пока мы не записали целый альбом. Что я и сделал с удовольствием.
Поскольку вместе с Хорном пришёл и Даунс, то Оливер Уэйкман был отправлен в отпуск, успев отметиться как соавтор композиций Hour of Need и Into the Storm, а также отдельными партиями на We Can Fly и We Can Fly (reprise).
Сам Хорн на роль вокалиста (пока) не претендовал и отметился только на бэк-вокале. На композиции Hour of Need вместе с Бенуа спел Стив Хау, а Крис Сквайр исполнил все вокальные партии на The Man You Always Wanted Me to Be (изначально предназначавшейся для сольного релиза Сквайра).
И вот 22 июня 2011 года украшенный обложкой Роджера Дина (автор большего количества обложек Yes) альбом Fly From Here вышел.
11 композиций (первые шесть которые объединены в общую сюиту Fly from Here) и успех.
Как отметил Крис Сквайр:
Впервые в истории Yes новым альбомом довольны все, кто его записывал.
И вот здесь я должен был поподробнее рассказать о впечатлениях от композиций, но как оказалось ни на Яндекс.Музыке ни на Spotify альбома Fly From Here нет (всё же на Spotify он есть, но найти его можно только пройдя по ссылке на официальном сайте группы Yes, поисковик самого Spotufy альбом не выдаёт), но есть альбом под названием Fly From Here: Return Trip с несколько изменённой обложкой и треклистом из 12 композиций (добавилась Don't Take No for an Answer от Стива Хау). Ну ладно, может быть какое-то переиздание, подумал я, и включил запись, а поёт то на записи другой человек, и это не Джон Дэвисон (являвшийся на тот момент и остающийся по сей день ведущим вокалистом Yes), а сам продюсер релиза 2011 года и бывший вокалист Yes Тревор Хорн. Вот уж путаница.
А дело было так.
Тревор Хорн:
Пару лет назад (прим. - в 2016 году) мне позвонил Стив и спросил, не спою ли я песню Tempus Fugit в Royal Albert Hall. Он сказал мне, что они гастролируют с альбомом Drama. Я нервно согласился. Я взял себе учителя пения и отлично справился с задачей в тот вечер. После шоу Алан подошел ко мне и сказал: «Почему бы тебе не записать вокал на всех песнях Fly From Here, ты же знаешь, что если бы это ты спел, это был бы тот же состав, что и на Drama. Стив и Джефф согласились, так что я записал весь вокал.
К 2016 году в составе Yes от времён Fly From Here остались Хау, Уайт и Даунс (Оливера Уэйкмана в группу так и не вернули). Крис Сквай скончался в 2015 году и его место занял Билли Шервуд, и Бенуа Давид из-за болезни был заменён в 2012 году уже упомянутым Джоном Дэвисоном. Поэтому согласия Хорна и одобрения Хау, Даунса и Уайта было достаточно для того чтобы переосмыслить записанную 7 лет назад пластинку.
Хорн пересвёл альбом под свой вокал, несколько изменил инструментальные партии в тех композициях, в которых являлся соавтором (а таких целых 7 из 11, если брать трек-лист оригинального издания), а Хау и Даунс дозаписали новые партии гитар и клавиш.
Почти все композиции претерпели изменения в хронометраже, в полном варианте была представлена Hour of Need (до этого выходившая только на японском издании Fly From Here в качестве бонуса, что, как мне кажется, досадное упущение, потому что в полной версии она звучит ещё лучше) и добавлена уже упомянутая Don't Take No for an Answer от Хау.
25 марта 2018 новая версия альбома Fly From Here под изменённым названием Fly From Here: Return Trip и несколько изменённой обложкой (авторства Роджера Дина) вышла в свет.
Вопрос этической составляющей данного поступка для меня остаётся открытым. Мы не знаем как отреагировал бы на подобную инициативу Сквайр, мы не знаем почему Бенуа Давид был практически вычеркнут из дискографии Yes по крайней мере на стриминговых сервисах и официальном youtube канале группы (на официальном сайте Давид указан, а оригинальный Fly From Here входит в дискографию).
Наверняка фаната Yes и люди пристально следящие за жизнью группы знают ответы на эти вопросы, если вы знаете, то напишите в комментариях.
А теперь непосредственно перейдём к Fly From Here. Писать я буду об оригинале 2011 года без сравнений с версией 2018 в категориях лучше/хуже а в конце статьи прикреплю ссылки на обе версии альбома, чтобы каждый выбрал себе ту что ему ближе.
Fly From Here - сердце и основа альбома, и его главный хит. Цельность сюиты в данном случае скорее условная, потому что если убрать все связывающие звенья (увертюры и репризы), то светлая We Can Fly (чувствуются 80-е), несколько тревожная Sad Night at the Airfield (моя любимая композиция на альбоме) и Madman at the Screens вполне самостоятельны без привязки к единому концепту.
Нет смысла сравнивать композицию Fly From Here с сюитами, записанныи группой в 70-х. Это не тот наворочено-прогрессивный Yes, который считается классическим. Больше всего конечно слышатся времена альбома Drama со звуковыми коррективами 90-х и 00-х. Как заметил один из критиков: это скорее восьмидесятнический арт-рок, базирующийся на творчестве Asia, и очень хороший арт-рок.
The Man You Always Wanted Me to Be и Solitaire сольные номера Сквайра и Хау попавшие на релиз скорее для хронометража. У многих прогрессив групп есть такая фишка - занять одну сторону пластинки большой композиций, а на второй разместить сольные авторские номера участников.
Life on a Film Set уже посерьёзнее, со сменами ритма и настроения. И конечно же Hour of Need, заслуживающая быть представленной именно в полной версии с прекрасной гитарной партией от Стива Хау.
Альбом был тепло принят и критиками и поклонниками. Как отметила Елена Савицкая в рецензии для журнала InRock:
Fly From Here это отборный качественно выстроенный музыкальный контент, без порожняка, которым отличались даже поздние альбомы Yes.
Fly From Here открыл новую главу в истории Yes, которая длится уже 10 лет, и похоже станет завершающей, хотя.......
Ссылка на версию альбома 2011 года на Spotify