Во второй части моего рассказа о летней школе ЛЭШ ILE я расскажу вам о самом главном – учёбе, ведь именно за известными спикерами и топовыми учителями сюда стремятся ребята со всей России. Также я поведаю историю о коронавирусе во время прошедшей смены, и как он повлиял на ЛЭШ. Начну я с обучения в виде очного формата (также присутствовал онлайн-формат, о чём я рассказывала в своей предыдущей статье).
Основная учебная активность
На следующий день после заезда на территорию лагеря начались учебные занятия. И на очном, и на заочном формате существовало две программы – олимпиадная и профориентационная. Оба своих участия в ЛЭШ я была частью олимпиадной программы, так как экономикой успела позаниматься в течении пары лет до поездки в лагерь. Но среди участников профориентационной программы было множество моих старых и новых знакомых, так что представление о ней я имею, тем более что все мы проживали и работали на одной территории, в одних корпусах и учебных зданиях, поэтому виделись ежедневно.
Профориентация
Профориентационная программа существует для тех, кто только интересуется экономикой и имеет лишь небольшое число базовых знаний из этой науки. Целью программы является вызвать интерес к изучению экономики, а также помочь разобраться, какое направление больше вам подходит. Во время прохождения данного курса упор делается на развитие креативности, soft skills (навыки коммуникации и принятия решений), а также на укрепление базовых теоретических знаний из всех областей экономики.
Чтобы данные навыки и знания усвоить, участники практиковались в решении кейсов (открытых объёмных задач, связанных с экономикой и бизнесом), слушали лекции от главы ЛЭШ – Данила Фёдоровых, а также лекции от приглашённых спикеров. Всего за смену им было предложено решить три больших кейса – по принципам составления продуктового прототипа (связанная с бизнесом и стартапами тема), бизнес-кейс, а также кейс по итогам вводного курса в экономику. На каждый кейс давалось разное количество времени – от двух дней до полутора недель, решать которые нужно было в команде, советы по работе в которой также были в одной из лекций для профориентационной программы. Также эксклюзивно для программы профориентации выступали сотрудники международной IT-компании «КРОК». Остальные лекции были либо общими для двух программ, либо могли быть факультативно пройдены программой профориентации, но сделаны были для олимпиадной программы.
По отзывам ребят, работа была очень интересной и необычной, однако проанализировать преимущества и недостатки более детально я не могу – для этого нужно быть участником программы.
Олимпиадная программа
Для более точного понимания объёма учебной нагрузки на олимпиадной программе, я опишу типичный день в ЛЭШ.
В 8.00 подъём, через два часа, после завтрака и приготовлений, начинаются первые очные лекции. Две лекции проходят по группам (длятся по 40 минут), далее наступает свободное время до обеда (полтора часа), в которое предлагается выбрать и посмотреть самостоятельно ещё две лекции из трёх-четырёх предложенных. Они представлены в формате видео на YouTube, записанных заранее. Те же видео, которые назывались вариативными лекциями, были предложены до начала ЛЭШ – на вводном курсе, который был доступен всем участникам за месяц до начала смены. После обеда обязательные лекции заканчиваются, но после каждой лекции предлагается решить домашнее задание, состоящее из 5 задач. То есть за один день 20 задач на разнообразные темы.
Так как очных участников олимпиадной программы было больше двухсот, нельзя было давать всем одинаковый материал и одинаковые задачи – уровень каждого ребёнка разный. Для устранения проблемы неуспеваемости или, наоборот, скуки на уроках, всех участников с помощью распределительного теста в начале смены поделили на группы. По каждой из изучаемых дисциплин было от двух до трёх групп по сложности. А дисциплин было действительно много – математика, анализ данных, макроэкономика, микроэкономика, анализ данных, финансы, отдельно были вынесены в дисциплины такие темы из микроэкономики, как: фирма, торговля, виды рынков и взаимодействие на них. Однако деление на группы по этим предметам было не совсем грамотным – на некоторых предметах я отлично справлялась, повторяла материал и была заинтересована, на других же мне было скучно или слишком легко решать задачи. Перейти в другую группу, более сложную, вам не дадут, и такие обстоятельства, как долгая утомительная дорога до ЛЭШ, усталость, головная боль, учитываться не будут, так как распределительный тест пишется один раз в день заезда. Это большое упущение, хотя и понятно, что, если бы группа выбиралась самостоятельно, чаще всего выбор был бы необъективным со стороны участника. Нужно найти способы решить данную проблему – дать возможность перейти в другие группы, при успешном написании повторного теста уже по данной теме, или другие методы объективной оценки во время смены. Стоить сделать скидку – всем доступны задачи всех уровней, и я активно пользовалась этим, делая более сложные задания. Однако лекции более сложные посещать официально нельзя, и вот здесь уже было обидно за свою «низкую» группу.
Система проверки задач была сделана очень необычно и мне понравилась. Сами лекторы, преподаватели задачи не проверяют, но к ним всегда можно подойти с вопросами. С решением и проверкой вам помогают ассистенты, чаще всего это студенты экономических ВУЗов, разбирающиеся в таких задачах и данных темах. Все ассистенты очень отзывчивые и приятные в сотрудничестве, могут объяснить и рассказать даже больше пройденной темы, а также делятся советами и лайфхаками из жизни студентов. Преподаватели же здесь собрались необыкновенные, для знающих людей имена Александра Челеховского и Дмитрия Блидмана уже о многом говорят, но для тех, кто данных людей не знает – оба они преподаватели топовых экономических школ, потрясающие и с большим опытом олимпиадной подготовки. На их лекции стремятся многие экономисты-олимпиадники. Кроме же этих потрясающих преподавателей, лекции вели студенты и выпускники Высшей Школы Экономики (ВШЭ), Российской Экономической Школы (РЭШ), а также других экономических ВУЗов.
Вечером (обычно после 16.00 и до 21.00) проходят выступления приглашённых спикеров, дополнительные лекции от местных спикеров для углубления в тему, а также все внеучебные мероприятия. Самыми яркими и запоминающимися приглашёнными спикерами в этом году стали: Ася Казанцева (писательница, нейробиолог, популяризаторка науки), Сергей Гуриев (учёный-экономист, в данный момент профессор парижской Школы политических наук), Константин Маркелов (вице-президент банка «Тинькофф»), Дмитрий Тимофеев (сотрудник Министерства финансов). Все эти люди (кроме Сергея Гуриева, конечно) лично побывали в ЛЭШ, провели лекцию, ответили на вопросы аудитории (у каждого ученика была возможность задать вопрос).
В общем и целом, мы были заняты круглые сутки, так как лекции проходили самые разнообразные и каждый день, но кроме них хотелось побывать на спортивных турнирах, кружках, дополнительных курсах. В этом заключалась одна из проблем – дикий недостаток времени, ведь задания по большинству дисциплин действительно сложные и олимпиадные, на высоком уровне, поэтому на их решение тратится много времени и сил, а на дополнительные мероприятия и веселье в некоторые дни совсем не оставалось времени. Конечно, никто не принуждает к решению и просмотру вообще всех необязательных лекций – но чисто психологически тяжело отпустить ситуацию, и не сдать в некоторые дни задачи, предпочесть задачам интересную лекцию. И проблема здесь именно в количестве лекций, однако одновременно это и плюс – каждый выбирает себе самую интересную, дни насыщенные, вас буквально «накачивают» знаниями в течение двух недель.
В целом я бы сказала, что, не имея знаний в области экономики, вы можете попасть на олимпиадную программу в менее сильные группы, и будете чувствовать себя более или менее комфортно, вам будет интересно и множество тем вы поймёте и узнаете. Мне поездка в ЛЭШ помогла, во-первых, я углубила знания в некоторых темах, нарешала побольше задач и обсудила тонкости со знающими людьми, во-вторых, приобрела множество полезных и интересных знакомств и послушала лекции знаменитых спикеров, что было необычно и очень приятно, всё-таки эксклюзив.
Онлайн-обучение
Про проблемы с внеучебной активностью я уже рассказала (первая часть моей статьи «Стоит ли ЛЭШ ILEтого?»), теперь же расскажу об учебном аспекте. Лекции проводились на платформе Zoom, и они были как бы трансляцией, прямым эфиром с наших лекций, которые проводились непосредственно в главном учебном корпусе, то есть с уровнем сложности задач и лекций всё то же самое.
Проблема возникла в другом. Так как нельзя постоянно надеяться на хорошее интернет-соединение с обеих сторон, возникает проблема низкого качества лекции – плохого качества звука и картинки. В том же общем чате смены постоянно звучали жалобы на ужасное качество звука и изображения, написанное на доске нельзя было разобрать, голос лектора пропадал, а временами камера стояла так неудобно, что не видно было половину доски и лектора. Это создавало большую проблему для всех онлайн-участников, и я не стала бы заявлять, что провожу онлайн-смену, не решив данных проблем. Можно было оперативно реагировать на вопросы и претензии в чате лагеря, закупить более качественное оборудование, чтобы можно было лучше передавать материал детям. Данная проблема не возникала постоянно, но несколько раз за смену очень сильно мешала усвоению материала, так же заплатившим за это обучение онлайн-участникам.
Ещё одна проблема состояла в том, что очные участники могли в любой момент с 11.00 до 21.00 обратиться с решением задач и вопросами к ассистентам, онлайн-участники же вынуждены были подождать некоторое время, прежде чем ассистент освободиться и ответит им, или проконсультирует на платформе Discord. Долгое ожидание помощи сильно сбивает с учебного ритма, в этом я убедилась на собственном примере в прошлом году, когда сама как онлайн-участница по два часа ждала свободного ассистента, чтобы задать вопрос или сдать задачи.
Вывод
Вы, конечно, можете сами проанализировать обе мои статьи и понять, хочется ли вам посещать данную летнюю школу, однако вот мои советы и мысли по этому поводу: в ЛЭШ очень здорово, но некоторые моменты сильно сбивают с учебного ритма (неполадки со связью на лекциях, отсутствие свободного времени, долгое ожидание ассистента, сильная нагрузка, которую далеко не все могут вынести), однако все они могут нивелироваться классной атмосферой, новыми знакомыми и друзьями, классными и интересными лекторами и лекциями, необычными спикерами, ощущением, как становишься умнее с каждым днём. Я бы точно посоветовала вам поучаствовать в конкурсе эссе, и, в случае получения скидки (о чём я рассказывала в прошлой статье), точно поехать на очную смену, если она будет проходить в школе «Летово» - вы точно не пожалеете, это необыкновенный опыт. На онлайн-смену я бы больше не поехала сама, и не посоветовала бы своим знакомым – слишком много недостатков, по моему мнению, за достаточно приличную сумму денег (15 тысяч рублей).
Но по-прежнему существует история, которую мне необходимо рассказать для полноты картины, ведь мы всё же живём во время пандемии.
Коронавирус в ЛЭШ
Прямо в день заезда, до попадания на территорию, каждому участнику был сделан экспресс ПЦР-тест (экспресс-тест на коронавирус), который не показал положительных результатов ни у меня, ни у одного другого участника смены. Также существовал свод правил относительно безопасности в такое непростое время: находится в помещении (кроме туалетных комнат, собственно комнат участников и времени приёма пищи) без защитной маски было запрещено, причём носить её нужно было, закрывая все верхние дыхательные пути, никаких исключений или поблажек. Это грамотно, так требуют правила проведения. Также на всей территории были установлены ёмкости с антисептиком, антибактериальное мыло, и всем этим надо было регулярно пользоваться. Находиться без маски можно было только на улице, и то следовало соблюдать хотя бы какую-то минимальную дистанцию.
Но несмотря на все принятые обязательные меры, у одной из участниц был выявлен коронавирус. Тест для неё был сделан дважды в двух разных московских больницах, и он показал положительный результат. Нельзя было точно сказать, была ли она больна, всё-таки тесты бывают ложноположительные, но опасность существовала. По иронии судьбы той девочкой оказалась девочка из моего отряда, поэтому весь отряд, а также ещё один отряд, проживающий с нами в одном домике, были отправлены на карантин. Нам запрещено было выходить из домика на протяжении трёх дней, пока не стали известны результаты теста, который нам сделали в день обнаружения опасности. Все тесты были отрицательными, но из-за нежелания подвергать риску всю смену и других ребят, мы оказались заперты в домике до конца смены. А теперь я расскажу вам о том, почему я уехала со смены раньше на целых 4 дня, не выдержав изоляции.
Первое, и главное, это еда. Качество её стало хуже из-за невозможности нашего отряда поесть непосредственно в столовой, где еда оставалась горячей и можно было выбрать из нескольких вариантов салатов, гарниров. Нам выбора не предоставляли, приносили большую коробку, или несколько, с контейнерами, и, если вам удалось взять то, что вы едите, вам повезло. Мне везло не всегда, именно поэтому однажды на завтрак (который, кстати, задержали на два с половиной часа) мне досталась только каша, абсолютно без каких-либо дополнений, в виде фрукта, джема, омлета или запеканки, только голая каша, примерно пять ложек. Я была не одна в тот день, кто был недоволен. Первые два дня на изоляции еда попадала в наш корпус с опозданием в час, иногда в два, в помещении всегда нужно было носить маску, открыть окно полностью нельзя, а температуры этим летом в Москве были не самыми низкими, лекции мы смотрели наравне с онлайн-участниками, с невозможностью увидеть написанное на доске, а иногда и понять, о чём тот или иной лектор говорит, из-за плохой связи. А теперь подумайте, можно ли было продолжать радоваться и также усердно заниматься в таких условиях? Лично я не смогла, и у меня крайне быстро пропала мотивация что-либо делать из-за частого чувства голода, недостатка разнообразия в еде, духоты, отсутствия физических нагрузок и плохого качества лекций.
Люди, которым я безмерно благодарна, это вожатые моего отряда, которые всеми силами старались сделать эту изоляцию хоть сколько-нибудь интересной, постоянно поддерживали, помогали в решении задач, помогали справляться с тяжёлым состоянием, вызванным вынужденной изоляцией. Отдельно хочется сказать, что администрация школы делала всё правильно и по предписанным инструкциям, дабы не навредить остальным участникам, но вопрос с едой для меня остаётся открытым: почему нельзя было проконтролировать нормальный режим питания для сидящих на карантине, побыстрее организовать нам отдельные лекции, помочь в таком нелёгком положении, пока остальные и дальше наслаждаются сменой? Действия, которые были предприняты, в виде прогулок в лес, соблюдая дистанцию от всех участников смены, поедания различных свежих фруктов, персональные лекции и ассистенты, были получены только на четвёртый-пятый дни после начала изоляции, которых мне хватило, чтобы потерять мотивацию. Я уехала за 4 дня до конца смены, но, если бы такой ситуации не произошло, я бы на 100% рекомендовала вам отправиться в ЛЭШ ILE на очную смену, и получить свою дозу знаний, знакомств, интересных людей и отдыха.
Остаётся только надеяться, что администрация усвоила урок, и впредь такого больше не повторится, а я, со своей стороны, уже отпустила данную ситуацию, и считаю, что карантин просто создан не для всех, а также что нужно уметь предвидеть стрессовые ситуация и быть к ним готовыми, когда речь заходит о детях.