Найти тему

В Дании впервые открылась школа, в которой официально запрещено ругать учеников

Маленькая школа в Ютландии решила получить сертификат "Школа, в которой не ругают учеников" .Поскольку в Дании и так запрещено оскорблять, обзывать, унижать учеников словами, то запрет подразумевает, что учитель даже не сможет сделать замечание недовольным тоном или повысить на ученика голос, а также выразить недовольство жестами или саркастическим замечанием.

Даже если ученик делает что-нибудь нехорошее - например, бросается бумажками в товарищей - учитель должен сдержаться и решить проблему "другим способом".

Способы решения подобных проблем без применения "жёстких способов" изложены в книге "Школа без ругани" , вышедшей в Дании в 2020 году.

Учитель для ребёнка - представитель власти, поэтому ругать учеников - это злоупотребление властью, считают датские учителя.
Учитель для ребёнка - представитель власти, поэтому ругать учеников - это злоупотребление властью, считают датские учителя.

Авторы подвели под метод научную базу: провели опросы школьников, выяснили, что они чувствуют, когда учитель кричит на них или на их одноклассников.

Они также измерили гормон стресса- кортизол - в крови детей и учителей, и выяснили, что кортизол рассасывается за 3-4 часа, в течение которых ребенок не может концентрироваться, теряет чувство эмпатии, не может нормально взаимодействовать с окружающими. (источник)

Представьте себе: ученик опоздал на первый урок, на него накричали, и целый день его нервная система будет находиться в перевозбуждённом состоянии. То есть ученик, возможно, будет вести себя не совсем адекватно.

То же самое касается и учителя - только учителю придётся сдерживаться., что вредит здоровью, а также семье учителя. А если учитель начнёт срываться на других учениках, то нездоровая атмосфера будет нарастать, как снежный ком.

Какой метод предлагают датские учителя?

Система состоит из 3 ступеней: (источник)

  1. Сохраняй спокойствие!
Нужно научиться отключать свой мозг при нарастающем раздражении. Ну, пришёл ученик поздно, и что? Ничего же не случилось!
Не надо разговаривать с учеником, который возбуждён. Если на него кричать, то он всё равно не услышит. Рекомендуется отложить разговор с формулировкой "Мы поговорим, когда ты будешь готов. Иногда нужно успокоиться, пред тем, как говорить".

2. Будь любопытным!

Например, если ученик бросается бумажками, то учитель может поинтересоваться, зачем он это делает. Но здесь нужно проявить именно доброжелательное любопытство, язвительные нотки в голосе только накалят ситуацию.
Цель учителя - найти причину проблемы. Выслушай доброжелательно версию ученика.

3. Помоги ученику!

Расскажи ученику, что он МОЖЕТ делать, вместо того, чтобы снова объяснять про запреты.

Вот и всё. Смотрится легко.

Я думаю, что в школе, где 195 учеников и 14 учителей, такое вполне можно сделать - обойтись разговорами. Учитывая, в Дании результат в виде оценок не так важен, как отзывы учеников и родителей о школьной атмосфере, то проект маленькой школы вполне реальный.

А вы как думаете? Может ли такое сработать в российских школах?