Удивительная история, как молодой человек из провинции выбрался в Санкт-Петербург и к двадцати годам сделал успешную карьеру в Академии художеств, которой могли бы позавидовать мастера, десятилетиями добивавшиеся тех же результатов.
Детство
#Художник Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, черноморском порту, который хоть и был небольшим, но столетиями был центром космополитической торговли: мемуары о сотнях кораблей в феодосской гавани до сих пор хранятся в библиотеках. Отец Ивана Константин был армянским купцом, который потерял большую часть своего состояния, когда город поразила чума, это случилось за пять лет до рождения Ивана. #Айвазовский, в крещении - Ованес (армянская форма имени Иван), был младшим из трех сыновей и вырос в семейном небольшом одноэтажном побеленном доме на холме над портом, откуда открывался панорамный вид на море.
Оживленный порт с его множеством языков был плодородной средой для роста, а его бесконечная череда кораблей и моряков была бы постоянным напоминанием о бескрайности мира. По семейным преданиям, молодой Иван начал рисовать самоварным углем на побеленных стенах. То ли с помощью этих рисунков, то ли каким-либо другим способом, его талант привлек внимание друга его отца, архитектора. Он дал мальчику несколько уроков перспективы и показал полученные рисунки губернатору города, человеку со связями, который открыл двери для талантливого молодого армянина.
Образование и раннее обучение
Молодой Иван подружился с сыном городского губернатора, и губернатор подарил ему #акварели и бумагу. В скором времени губернатор перевез свою семью в #Симферополь. Иван поехал за ними. В школу он пошел в Симферополе. Круг друзей Ивана расширился, и в него вошел сын Натальи Федоровны Нарышкиной, женщины, связанной с русским дворянством, которая полюбила Ивана и помогла ему получить шестилетнюю стипендию в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Недельное путешествие шестнадцатилетнего Ивана в #Санкт-Петербург, через украинские степи в Москву и дальше в великолепный город, переживающий свой золотой век, могло показаться великим прорывом. Иван Айвазовский воспользовался этой возможностью, хотя нашел #обучение в Академии строго формальным, а ее социальные протоколы - чуждыми. Сохранилась информация о том, что он много времени проводил в лазарете Академии с болями в груди. Вероятно, Айвазовский был не совсем счастлив в Санкт-Петербурге, но он много работал и лучше учился, когда его перевели в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.
Когда император Николай I пригласил французского художника-мариниста Филиппа Таннера в Санкт-Петербург в 1835 году, Академию попросили предоставить ему помощника. Эту работу получил Айвазовский. Однако молодой человек разозлил французского мастера тем, что взял отпуск, чтобы закончить собственную картину, которая в том же году получила серебряную медаль на выставке Академии. Таннер потребовал убрать картину с выставки, и некоторые сочли Айвазовского совершившим досадную социальную оплошность. Но император попросил о встрече с Айвазовским и, впечатленный встречей, купил картину для Зимнего дворца и отправил многообещающего художника в #море с Балтийским флотом. Для Айвазовского это стало возможностью заняться морской живописью.
Быстрый рост Айвазовского зависел от покровительства влиятельных людей, что было типично для того времени. Но он также начал испытывать влияние Воробьева и адаптировать технику морского пейзажа Таннера, при этом стремился создать что-то своеобразное. В 1836 году на выставке Академии у него было семь картин, получивших золотую медаль. Рецензент предсказал, что «талант художника уведет его далеко». На выставке Айвазовский был представлен Пушкину. Сам #Пушкин появился в виде созерцательной фигуры на нескольких "прибрежных" картинах Айвазовского в более поздние годы.
Айвазовский в качестве наблюдателя был прикреплен к военно-морскому подразделению, участвовавшему в стычках на побережье Черного моря, после чего начал учебу в Европе при поддержке Академии, которая посылала своих многообещающих студентов на обучение в европейские столицы. Айвазовский побывал в Берлине, Вене и Риме, где он прожил два года, побывал в Венеции, Флоренции и Неаполе, а потом отправился в Голландию, Англию, шесть месяцев провел в Париже. В 1842 году он познакомился с английским художником Тернером, который в то время жил в Риме. Тернер восхищался технической точностью картин Айвазовского. Помимо Тернера, на Айвазовского оказали влияние работы английского художника Уильяма Мартина и французского художника Теодора Жерико.
Художественная и интеллектуальная среда в Российской империи начала 1840-х годов тогда все еще находилась под глубоким влиянием позднего романтизма, но вот-вот начался раскол между славянофилами и западниками - теми, кто искал чисто русские эстетические решения, и теми, кто хотел быть частью более крупных европейских течений в искусстве.
В Италии Айвазовский познакомился с писателем Николаем Гоголем, убежденным славянофилом. Оба молодых человека смирились с влиянием романтизма.
Хотя знакомство с искусством Италии и Парижа помогло Айвазовскому отточить технические навыки (он называл свое пребывание в Италии «второй академией»), он еще впитал воздушность голландских морских пейзажей и атмосферную суматоху Тернера. Это поставило его на западническую сторону интеллектуального раскола, который проявлялся в русской культуре. Таким образом, мы можем думать об Айвазовском как об успешном последователе европейской «академической» традиции, к которой присоединилась Российская академия.
Последующий период
По возвращении в Россию Айвазовскому было чуть больше двадцати, именно в этом возрасте он стал академиком Императорской Академии художеств. Айвазовский добился большего успеха, чем его современники, такие как Алексей Тыранов, написавший его портрет в 1841 году. Он был назначен главным художником российского флота, что позволило ему создавать больше морских пейзажей, прибрежных сцен и морских сражений - его любимых тем. В 1845 году, после поездки в Константинополь, который он принимал за духовную столицу своего собственного мира, Айвазовский поселился в своем родном городе Феодосия, где построил впечатляющий дом и студию. Там, в 1846 году он провел большую выставку своих работ. В 1847 году Айвазовский стал профессором морской живописи в Академии, а в следующем году женился на Джулии Грейвс, английской гувернантке, от которой у него родились четыре дочери.
Это был несчастливый брак, и семейная жизнь не обходилась без перерывов. С началом Крымской войны долг Айвазовского как художника волнующих военно-морских сцен заставил его снова следовать за флотом. В конце войны он поехал в Париж и написал там двадцать пять картин, выставил их с большим успехом, много продал. Французский император отметил его работу и общественное положение, наградив орденом Почетного легиона. Академик Айвазовский стал опорой российского художественного истеблишмента и своим человеком среди европейской культурной элиты.
В 1860-х и 1870-х годах в России произошли изменения. С приходом к власти Александра II, «царя-освободителя», ослабившего имперскую хватку над российским обществом, освобождения крепостных и других социальных реформ, прозвучали призывы «нести искусство народу», а художникам - уделять внимание общественной жизни, реалиям собственной страны. Как вельможа старого художественного строя, Айвазовский отказывался меняться - его сюжеты оставались грандиозными, как раньше: волнительная романтика моря, призрачное величие Константинополя, необъятность степей, морские подвиги, символизирующие мужскую доблесть перед лицом стихии.
В 1867 году императрица и ее дети, вернувшись из Константинополя, заявили о своем намерении навестить Айвазовского в Феодосии. Он встретил императорскую яхту в гавани в сопровождении увитых цветами гондол. Под присмотром Айвазовского город был украшен флагами, построена триумфальная арка, костюмированные дети представили специальный балет, а в усадьбе Айвазовского устроили обильную трапезу.
Айвазовский продолжал плодотворно писать картины до своей последней выставки в Санкт-Петербурге в 1900 году, которая открылась незадолго до смерти. Его виртуозное мастерство заключалось в том, чтобы повторять то, в чем он так преуспел. Превратив рыбаков Феодосии в венецианских гондольеров на радость императрице, Айвазовский представил версию своего собственного живописного видения.
Айвазовский открыл художественную школу в Феодосии, внес большой вклад в развитие города, продолжил путешествовать - его выставка 1872 года в Ницце собрала огромные толпы. Он открыл первую провинциальную картинную галерею в России. Он снова женился еще раз в возрасте 65 лет. В 1892 году он отправился в Северную Америку, где было представлено его двадцать картин на Всемирной выставке в Чикаго. На его восьмидесятилетие Феодосия снова была "одета" в праздничные флаги, а ее отели были полны приезжих сановников. Вскоре после этого Айвазовский дал свой последний урок в Академии - энергичную двухчасовую практическую демонстрацию техники морского пейзажа, завершившуюся восторженными аплодисментами.