Вы решили покупать свой первый велосипед. Односкоростной вариант вы сразу отбросили. Ведь хочется кататься без особого напряга, да и живёте вы в холмистой местности.
В магазинах есть выбор на любой вкус и уровень подготовки. Но вы всё равно запутались и не можете выбрать между велосипедом с кассетой или велосипедом с планетарной втулкой? Попробуем разобраться попроще.
Что такое планетарная втулка?
Многим кажется, что планетарная втулка это нечто новое, пришедшее на замену "устаревшим" кассетам. Но это не так. Первые велосипеды на планетарных втулках появились ещё в начале 20-го века, на пару десятилетий раньше классических переключателей.
Планетарная (эпициклическая) втулка получила своё название по причине схожести конструкции с планетами солнечной системы, которые вращаются по определённой траектории.
К плюсам планетарной втулки относят:
- Защищённость механизма переключения передач от воздействий внешней среды. Поэтому требуется меньше ухода, а система обладает большим ресурсом.
- Возможность использовать систему с одной звездой, благодаря чему, на цепь можно установить защитный кожух и увеличить срок эксплуатации цепи.
- Возможность переключать передачи стоя на месте.
- Отсутствие дополнительного оборудования вроде петуха и заднего переключателя (а значит не надо париться с их сохранностью).
Кажется, это все плюсы, которые пришли мне на ум. Очевидно, для новичка здесь одни положительные стороны. А те минусы, которые нашёл я, существенны для спортсменов или очень активно катающихся байкеров.
Например:
- Планетарная втулка намного больше весит, чем кассета. Примерно 2кг против 900г.
- Шестерни планетарной втулки сильнее страдают от ударных нагрузок, которые испытывают велосипеды во время падений или быстрой езды по неровным поверхностям.
- Дороговизна. Планетарная втулка может стоить в 2 раза больше чем классическая система.
- Из за большей массы, центр тяжести может немного сместиться назад.
- Отсутствие возможности быстрого ремонта в полевых условиях.
На каких велосипедах чаще используют планетарные втулки?
Как видите, минусов тоже хватает. А если опросить веломеханика, то он наверняка добавит ещё с десяток минусов планетарной втулки для спортсменов и любителей лихой езды.
На данный момент, велосипедами с планетарной втулкой комплектуются прогулочные и дорожные велосипеды. Это логично, ведь условия эксплуатации не такие жёсткие, да и в городе проще найти мастерскую для ремонта.
Так же, туринговые велосипеды постепенно переводят на планетарные втулки с ременным приводом. Что не может не радовать людей без технических навыков и желания разбираться во всём этом.
Ещё, планетарки, ставят на складные велосипеды. Например, есть велосипеды Strida с планетарной втулкой на три передачи. Российская компания Shulz, тоже оснащает складные велосипеды планетарными втулками. Вроде бы я видел Brompton с такой втулкой, но не знаю, может быть это переделка руками владельца.
Возможно, что в скором времени велосипеды с планетарными втулками окончательно выделятся в качестве городских и прогулочных, а спортивным байкам останутся кассеты.
Кому подойдёт установка планетарной втулки?
Велосипедисту новичку, который не гоняет свой велосипед "и в хвост и в гриву", а спокойно едет по ровным дорожкам.
Если вы возите свой складничок в машине и ездите на нём, как на прогулочном транспорте — посмотреть достопримечательности или сгонять в магазин — то это ваш выбор.
#велосипед #планетарная втулка #механика #велосипеды