КАК ДАВНО Я НЕ БЫЛ В ГОРАХ
На дворе дождь. Перелистываю старые альбомы…
Как давно я не был в горах! Нет я не о походах выходного дня, не о экскурсиях в горы.
Как давно я не был в горах по-настоящему. Как давно я не ощущал запах брезентовой палатки, не отогревал на примусе замерзшие, лежавшие под головой ботинки, не остужал ноги в реке после длительного перехода, не дрожал от пронизывающего ветра на перевале.
Как давно не сидел у костра в кругу замечательных людей с гитарой.
Как давно все это было…
Да, был яркий, веселый, ни с чем не сравнимый, наполненный напряжением духовных и физических сил период жизни. 1984 -1991 год – в это время весь Западный Кавказ был моим. От Теберды и до Дамхурца.
Центральное место в моем сердце занимает небольшой аул Архыз -
обширная котловина, в древности обжитая Аланами, где сливаются реки; Архыз, Псыш, София, Кызгыч, образуя Большой Зеленчук.
У этого поселения мы останавливались, когда собирались в дальние походы. Сюда мы возвращались усталые и счастливые.
На окраине аула у леса поляна (сегодня там завод по розливу воды), где постоянно горели с десяток костров и стояло с полсотни палаток. У каждого костра «гитара по кругу». Никто не сорится, не пьют «горькую». Ходят к друг другу без приглашения незнакомые люди, поют и рассказывают истории о походной жизни, делятся впечатлениями и уточняют маршруты. Спать ложимся только под утро, жаль пропускать прекрасные моменты общения с интересными людьми.
А все началось с моей первой в жизни Марухиады в 1984 году.
СПРАВКА
Марухиада, это патриотическое мероприятие, посвященное защите Кавказских перевалов от немецко-фашистских захватчиков во время Великой отечественной войны.
Эдуард Алексеевич Фогилев автор проекта "Марухиада" - традиционного майского похода молодёжи по перевалам Кавказа, где шли бои Великой Отечественной войны
Марухский перевал был одним из ключевых.
Немецко-фашистские войска, в августе 1942 года вышли к основным перевалам Большого Кавказского хребта, и начали наступательные действия, стремясь любой ценой овладеть нефтеносными районами Баку и Грозного, а также выйти к Черному морю навстречу своим войскам туапсинского и новороссийского направлений. Самый близкий перевал для соединения с этими группировками был Марухский. На пути горнострелковой дивизии «Эдельвейс» непреодолимой преградой стали не хребты кавказских гор, а стойкость и массовый героизм воинов, защищавших перевалы Кавказа. Попытка врага пробиться через Марухский перевал в тыл на туапсинском и новороссийском направлениях и выйти к морю провалилась.
Тогда и появилась моя страсть к горам. Поход начинался из города Теберда. Тогда наша группа остановилась в палатках на берегу реки Мухи. Уснули под шум реки. Проснулся я от небывалого чувства. Воздух был холодным свежим и, как казалось вкусным. Никогда больше такого не испытывал, каким восторгом восторгом наполнялись мои легкие. Хотелось вечно вдыхать этот воздух гор.
А позже было 8 дней пути через четыре перевала. Это были дни тяжелого труда и радости - нет счастья. За всю свою жизнь я не видел столько красоты, сколько увидел на эти 8 дней.
И финалом стало посещение аула АРХЫЗ. Удивительное место. Это широкая котловина, защищенная от ветров с бурной лесной растительностью. Сосны, голубое близкое небо и вершины со всех сторон.
Позже я не мог себя представить вне этой красоты - шумных рек, неприступных, но манящих белых вершин, величественных сосен.
Не даром Юрий Визбор пел:
Я сердце оставил в Фанских горах
теперь бессердечный хожу по равнине...
Я же свое сердце оставил в горах западного Кавказа.
Друзья, заходите на мой канал и подписывайтесь, отвечу на каждый отзыв. Если удастся этой осенью попасть в Архыз обязательно покажу его Вам.
Осень. Прощайте большие глаза.
Время свои расправлять паруса.
Вновь над землею запели ветра.
Осень – попутного ветра пора.
Он разрезвился над сонными крышами.
Сколько увидел я, сколько услышал,
Сколько утратил за юность короткую, -
Сколько потерь возвратилось находками.
Осень. Прощайте большие глаза.
Время свои расправлять паруса.
Виталий Жандаров.