Найти в Дзене
Мурманский вестник

Сиротой он стал с рождения. Эта боль привела к трагедии

Оглавление

«Всех засужу и посажу»

Чуть более года назад, в субботу 19 сентября полиция на вызов к дому по проспекту Кирова в Мурманске прибыла быстро. У подъезда оперативников остановили растерянные фельдшеры скорой:

- Там труп на третьем этаже. Но хозяин не в себе. Осмотреть тело не дает, собак грозит натравить. Вот коллегу по спине ударил.

- Пойдемте вместе, - пригласили полицейские.

Хозяин квартиры - худой парень лет за 30, был явно не в адеквате. Он бесновался, держа за поводки двух собак и безостановочно кричал:

- Если бы не эта скорая, моя мамочка была бы жива! Она бы живая была, вы понимаете! А теперь она мертвая, вся желтая лежит! Я сколько вам звонил - не ехали. Вы виноваты, всех засужу и посажу! У нее сердце болело, а вам плевать. Вы ее убили, гады!

- Спокойно, - призвал к порядку один из оперативников и подошел к дивану, где находилось тело. - Собак уберите.

И увидел, что весь диван буквально пропитан кровью.

- Да тут не сердце, - сказал он медикам.

И повернулся к бьющемуся в истерике парню.

- Вы - сын, да? Это вы ее убили? Чем?

И тут вперед выступила молчавшая ранее жена безутешного сына.

- Нож на кухне. Но он нечаянно. Просто попугать хотел.

...Та суббота выдалась для диспетчеров мурманской скорой суматошной. Кто не помнит то время самого разгара пандемии? Масса вызовов по поводу нового, неизведанного еще недуга, нехватка бригад, к тому же обычные «клиенты выходного дня» - пьяные и их родственники досаждают. В архиве скорой сохранилась аудиозапись, которая вскоре попала в материалы уголовного дела. На ней два голоса - девушки-диспетчера и явно нетрезвого мужчины (того самого, с проспекта Кирова):

- Алло, скорая слушает!

- Ну, я вас уже час жду! (неразборчивый мат). Мне мама мозги тут выносит, что болит сердце у нее. Она тут... немножко выпила и вот... Если (нецензурная речь) через пять минут, десять, вас не будет, я пойду завтра в здравоохранение, буду на вас (нецензурно) жаловаться! Даже дойду до президента или до губернатора нашего! Вот так (нецензурно) ей очень сильно плохо, и вам будет очень плохо, вот так, вот щас, и даже в Москву СМС отправлю, как работает скорая помощь. Сколько мне ждать надо?!

Диспетчер пыталась объяснить пьяному собеседнику, что скорая уже выезжала по этому адресу к подъезду дома. Тогда позвонил прохожий. Он увидел возле магазина на лавочке неопрятную, нетрезвую пожилую женщину, которая жаловалась на боль в боку. Машина медиков быстро подъехала, но фельдшеры никого не обнаружили. Как выяснилось позже, дама пошла к сыну с невесткой, живущим в квартире этого подъезда, чтобы продолжить банкет. После пары рюмок водки она чудесным образом исцелилась, боль отступила и, казалось бы, вот он - хеппи-энд! Однако спустя всего полтора часа прозвучал звонок в скорую.

- Але, девушка! - со слезой в голосе вопил тот же мужчина. - Я вас уже вызывал к маме. А вы так и не приехали! А теперь мамочке совсем плохо!

- Как именно? - попыталась уточнить диспетчер. Вместо мужского голоса раздался женский:

- Алло, я жена. У нас уже труп, моя свекровка лежит на кровати моего сына и все. Все! Мы ее пытаемся разбудить, не получается. Она не шевелится.

Вот тогда-то и прибыли медики в злосчастную квартиру, при разговоре о которой соседи мрачнели, до того надоели им постоянные скандалы из этой однушки - ночные и дневные. А потом и стражи порядка появились. Сына убитой - Сергея Пичугина* - сразу задержали и препроводили в отделение полиции. По дороге он пару раз пытался сбежать со словами: «Ну я пошел, ребята, мне здесь делать нечего!». Однако потом успокоился и рассказал следователю, как все случилось.

Вместо армии - в зону

Сергей отца не знал вообще. Сколько помнит себя - с пеленок жил у бабушки с дедом. Те были обычными людьми: бабуля работала в столовой, дед - в цехе на рыбокомбинате. Жили они неплохо. По субботам-воскресеньям бабушка затевала пироги - с капустой, рыбой, брусникой, тогда весь дом наполнялся душистым запахом свежей выпечки. Дед водил внука в лес за грибами-ягодами, шли недалеко в сопки, разжигали костерок, жарили на веточках сосиски, пили чай из старого котелка. Могли и в заезжий цирк отправиться или в кукольный театр. С уроками Сергею помогал.

А вот маму - Лидию Рогожину - мальчик видел очень редко. Она порхала по жизни, как веселая бабочка. Всегда ярко одетая, сильно накрашенная, в умопомрачительных мини-юбочках, щедро политая духами, (которые, правда, не могли скрыть едкого запаха алкоголя), она появлялась ненадолго и исчезала на месяцы, а то и годы. «Ей никогда в жизни до меня дела не было, - сказал в ходе расследования уголовного дела Пичугин следователю. - Пила да гуляла. Никогда не работала, ее мужики кормили-одевали. Красивая была очень в молодости».

Мама появлялась внезапно. Иногда с какой-то случайной игрушкой для сына или парой сандаликов, которые неизменно оказывались малы и на ногу не лезли - она и размеров-то его не знала. Но всегда с брякающими бутылками в пакете. В бутылках было спиртное - ликеры ядовито-ярких цветов, шампанское, иногда пузатая зеленая бутылка спирта «Рояль», в этом случае мать требовала у бабушки брусничного варенья - разбодяжить. Присаживалась за стол, отщипывала кусочек пирога, много пила, забывая закусывать, и рассказывала родителям о своих новых романах и многочисленных кавалерах. А когда те не хотели слушать, пытались вразумить дочку, чтобы шла работать да сына воспитывала, мигом впадала в ярость.

- Вы счастья мне не хотите! - кричала она. - Ну родила, дура была, аборта испугалась! Так мне что теперь век дома одной прокуковать?

- Да ты кукушка и есть! - в сердцах бросал дедушка и выходил из-за стола. - Тебя, Лидка, ребенок-то забыл. В следующий раз придешь, а он скажет: «Тетя, ты кто?».

Тут мать начинала громко и отчаянно ругаться. А порой и кулаками махать. И опрокидывала рюмки уже без счета. «Мама, не пей!» - просил маленький Сережа, который ненавидел скандалы. Но его уже никто не слышал. И в первую очередь не слышала мать. Она яростно отстаивала свое право на «красивую» жизнь.

Все рухнуло в считанные месяцы. Когда Сергею было 14 лет, внезапно от инсульта умерла бабушка. А через год за ней последовал дед. Подросток оказался практически один на белом свете. Правда, успел закончить ПТУ, выучился на мастера-отделочника. А вот навыки на практике применить не удалось: в 18 лет вместо армии отправился в зону. Это была его первая судимость по статье 161 (грабеж). Вместе с друганами обчистили квартиру в соседнем доме. Только отбыл наказание и вышел на свободу, с теми же дружками попался за кражу. И опять срок.

Напугал до смерти

В 2010 году ему, можно сказать, повезло. Вышел после отсидки и познакомился с Надеждой Пичугиной. Захотелось дома, семьи. Прочной, как у бабушки с дедом. Поселился у Нади, сходили в загс, скромно отметили свадьбу. Причем Сергей после регистрации взял фамилию жены, думал, так проще будет похоронить прошлое. Потом родился сын. Сергей стал работать у частника, ремонтировать квартиры. Появился заработок. Он и сам не заметил, что все чаще стал прикладываться к бутылке. Надежда сначала его попрекала, затем махнула рукой и присоединилась к мужу.

А тут еще очень скоро объявился сюрприз, которого никак не ждали. Их отыскала мать Сергея, давно лишенная родительских прав. Появилась - испитая, опустившаяся, в грязных дырявых джинсах, рваной куртке. И стали они жить-поживать в тесной однушке. Вчетвером. Да еще двух собак завели, чтобы ребенку веселее было. Хотя веселья и без псин было хоть отбавляй.

Впрочем, скоро их стало меньше. Шестилетнего Артемку родители отдали в социальный приют. Соседям сказали, мол, собрались квартиру ремонтировать, пусть пока там поживет. Но до ремонта у профессионального отделочника руки так и не дошли. Полиция, врачи скорой, соцработники, которые время от времени появлялись в этой квартире, просто поражались: как можно жить в таких условиях? Полная антисанитария и беспорядок. Драные обои, неработающая люстра, отключенный за неуплату домофон и грязь повсюду несусветная. Даже дверь в туалет отсутствовала, решивший воспользоваться санузлом просто задергивал шторку.

Работал только Сергей, получал тысяч 30 в месяц. Надя трудиться и не собиралась. А мамаша и вообще от любого рода деятельности была далека: паспорт давно потеряла, трудовой книжки отродясь не имела, а для пенсии не имелось ни года стажа. Так и пропорхала всю жизнь, не заботясь ни о ком и ни о чем.

Пили теперь все вместе. Начинали прямо с утра. Задолго до 11, когда стартовала продажа спиртного, уже толклись у винного прилавка.

Вот и тот сентябрьский день начался как обычно. Пол-литра водки быстро закончились. Заботливая мамаша решила сбегать за добавкой, но чего-то бок заболел, стали вызывать скорую. «Поправившись» парой рюмок, мама вдруг взялась воспитывать взрослого сынулю. Выражалось это многочисленными матами в его адрес - попреками и оскорблениями. Причем, памятуя тюремное прошлое отпрыска, знала, как его побольнее ударить словесно. Обвиняла в том, что мальчики ему милее девочек. Красочно рассказывала, что с ее сынком делали в колонии и в каких позах.

Около 6 вечера парень взял со стола нож, которым только что с женой резали пиццу, и направился в комнату.

- Пойду ее заткну, - сказал кратко. - Уже надоело все.

Надя не испугалась. Сергей и раньше угрожал мамаше ножом. Та от одного вида лезвия приходила в себя и замолкала. Супруга осталась на кухне, в комнате было тихо.

Как рассказал потом Пичугин следователю, мать сидела перед включенным телевизором, по-мужски расставив ноги. Курила и беспрерывно его оскорбляла. «Я только хотел вогнать нож в диван перед ней, чтобы она испугалась и замолчала», - пояснил Сергей.

Он так и поступил. Но в полутьме сентябрьского вечера (свет в комнату поступал только от телеэкрана), видимо, промахнулся. И попал матери во внутреннюю часть бедра.

По заключению эксперта причиной смерти Рогожиной Л. И. явилась массивная кровопотеря в результате колото-резаного ранения правого бедра с повреждением мягких тканей и крупных кровеносных сосудов. Врачи утверждают, что смерть от такого повреждения наступает буквально в считанные минуты. Поэтому даже если бы скорая стояла буквально рядом с домом, вряд ли успели бы доктора помочь в этой ситуации.

Пьют родители - страдают дети

Это правило, с которым не поспоришь. Генетический фактор при алкоголизме - медицински доказанный аспект. Если в семье были лица, страдающие этим заболеванием, то зависимость развивается быстрее. Дети, рожденные от таких родителей, предрасположены к алкоголизму. Особенно страшны последствия этой беды, если пьет женщина. Сироты при живых родителях, оказавшиеся в детских домах и на попечении родственников, тех же бабушек и дедушек, часто признаются, что им катастрофически не хватает материнской любви. Именно материнской, причем не хватает всю последующую жизнь. Жизнь, исковерканную практически с пеленок стараниями самого близкого, казалось бы, человека - мамы. Эти ребята обязательно попадают в группы риска.

...Суд над Пичугиным С. А. состоялся в конце августа 2021 года. Собранные следственным отделом по городу Мурманску доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении местного жителя 1988 года рождения. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

- Причастность подсудимого к совершению преступления установлена следователями после проведения комплекса следственных действий, в том числе ряда экспертиз - судебно-медицинских, биологических, генетических, - сообщила старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Мурманской области Алина Александрович. - В ходе расследования уголовного дела мужчина признал свою вину, пояснив, что причиной конфликта явились оскорбительные выражения матери в его адрес.

Виновному назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор суда вступил в законную силу.

_____________________________

*Все имена и фамилии изменены.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.09.2021