«ВЭДсовет» продолжает изучать перспективные направления в сфере международных грузовых перевозок. Ранее мы выяснили перспективы Северного морского пути, как альтернативы традиционным морским контейнерным линиям, поговорили о необходимости развития железнодорожных перевозок по территории России, рассмотрели и воздушные альтернативы. Сегодняшний материал мы посвятили, пожалуй, одному из самых привлекательных логистических продуктов – мультимодальным грузовым перевозкам.
Мультимодальные перевозки подразумевают так называемое «бесшовное» перемещение грузов с одного вида транспорта на другой в рамках единой логистической цепочки (линии).
Это можно сравнивать с транспортировкой багажа на стыковочных авиарейсах, когда чемодан пассажира автоматически «следует» за хозяином из самолёта в самолёт до аэропорта назначения.
Так, в прошлом месяце ярким событием в мире логистики стал запуск мультимодального контейнерного сервиса по доставке грузов из Китая на восточное побережье США через Калининградский морской торговый порт.
Первый поезд по трансконтинентальному маршруту отправился в путь 4 августа 2021 г. в составе ускоренного контейнерного поезда из Сианя (Китай, провинции Шэньси).
Железнодорожный состав следовал из Китая транзитом через Казахстан, Россию и Белоруссию до порта Калининграда. Далее фидерные суда направлялись в Бремерхафен (Германия), а уже оттуда крупнотоннажные суда везли грузы в порты Нью-Йорка, Саванны и Чарлстона. Так грузовые контейнеры заказчиков буквально обогнули планету!
Сервис запустили силами «Объединённой транспортно-логистической компаниеи – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА, «дочки» ОАО РЖД) и морского оператора «Orient Overseas Container Line» (OOCL).
О том, чем именно привлекают мультимодальные контейнерные сервисы участников международной торговли и каковы перспективны логистического продукта, «ВЭДсовет» поинтересовался у руководителя отдела логистики компании «МультиТрансЛогистик» Владимира Мясникова:
Сроки и стоимость – вне конкуренции
В свете постоянного повышения стоимости на рынке контейнерных перевозок заметно увеличился поток грузов из Китая через Россию в страны Евросоюза. Россия становится страной, где вырос общий процент транзитных перевозок: из-за новых ценовых условий морских перевозок внутренний транзит выглядит привлекательнее для бизнеса, как по срокам, так и по стоимости.
Больше информации - в нашем телеграм-канале!
Достоинства мультимодальных линий:
- безопасность – грузы в контейнере намного более защищены от внешних воздействий (намокание, порча, хищение);
- сроки – так как средняя скорость перевозки по территории РФ в составе контейнерного поезда составляет около ~750 км в сутки, то по срокам они могут конкурировать только с автомобильными перевозками, при этом в последних намного больше рисков утраты груза;
- вес груза – по ж/д маршрутам можно перевозить более тяжёлые грузы.
Песчаные бури и бури политические
Сложностей тоже много. К самым «популярным» участники рынка уже привыкли и учитывают их в рисках – песчаные бури Монголии, приоритет сырья, военные манёвры и т. д. Один риск, к сожалению, совершенно невозможно прогнозировать: политические факторы, такие как выделение квот от КЖД (Казахстанской железной дороги) и РЖД, ограничение пропускной способности пограничных пунктов.
Железные дороги – главный вызов
Ещё одна проблема в том, что это может быть временное решение. Главный вызов для России – это развитие существующего пула железнодорожных маршрутов, а также создание на постоянной основе условий, которые будут выгодно отличаться от других альтернативных решений, таких как морские перевозки из Китая в порты ЕС (deep sea).
Мультимодальные перевозки по территории нашей страны – наиболее перспективное направление развития логистики
Но для использования возможностей в полной мере необходимо, как минимум, завершить цифровизацию документооборота; наладить взаимоотношение с соседними странами таким образом, чтобы оперативно влиять на спрос по рынку и справедливо управлять выделением квот; чтобы РЖД соответствовали назначенному плану по развитию своей сети.
Электронные накладные против человеческого фактора
Что касается цифровизации, то уже в 2023 г. будут введены электронные накладные, появится больше инструментов для управления электронным документооборотом.
Цифровизация логистики началась ещё в 2008 г., когда была выпущена первая электронная декларация. Но это касается только международных перевозок.
Для доставки же груза по стране мультимодальным транспортом большое значение имеет окончательное внедрение и электронных накладных. То есть важно полностью исключить человеческий фактор.
Выстроить сеть транспортных коридоров через Россию
Ещё одним значимым направлением является создание транспортных коридоров по стране, проектирование инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов и транспортно-логистических центров, строительство новых дорог и транспортных развязок, введение в эксплуатацию новых станций на железной дороге.
Опыт в мультимодальных перевозках показывает: если минимизировать вышеуказанные риски, то при использовании имеющейся базы возможно существенно увеличить как общий объём перевозок, так и пропускную способность сети РЖД.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !