Материал для статьи взят из научной публикации С.Н. Кочерова «Хилон как нравственный законодатель Спарты»
Спарта. При одном этом слове представляется война и тяжелый уклад жизни. Строжайшие законы и правила, которые держались столетиями и пугали всех соседей, были непонятны даже другим грекам.
Действительно, Спарта стала уникальным политико-культурным образованием, чей неповторимый образ сурового мужского общества жив до сих пор. Даже современники не имели общего мнения о Спарте: Плутарх, Ксенофонт и Платон считали её сверхцентрализованное устройство крайне эффективным, Фукидид и Аристотель подвергали критике, признавая лишь некоторые их добродетели.
Конечно, в основе любого государства лежат законы, которые и определяют его вид. Так и Спарта, которая была обычным греческим полисом, преобразилась через правовые реформы за считанные годы.
Таким инноватором принято считать Ликурга, который и стал правовым законодателем Спарты. Многие видные современные историки сомневаются в его существовании и считают собирательным образом всех реформаторов, поэтому мы остановимся на другой фигуре, которая действительно могла стоять за всеми этими преобразованиями.
Лакедемонянин Хилон, один из семи греческих мудрецов - именно этот человек стоит за основанием спартанской морали. О его жизни мы знаем не так много, он стал эфором во время 55 Олимпиады и с этого начался его славный путь. Эфор – выборное должностное лицо в Спарте с широкими полномочиями, всего таких избирается пять.
Хилон в своих рассуждениях всегда ставил общественное выше личного. Плутарх говорил, что вся деятельность «Ликурга» (читай Хилона) в итоге сводилась к воспитанию, что ярко отразилось на всем Спартанском обществе.
Благодаря Деметрию Фалерскому и Диогену Лаэртию, до нас дошли многие изречения Хилона, ставшие визитной карточкой спартанцев. Авторы интерпретировали их по-разному. Вот примеры расхождений:
«Выпивая не болтай: промахнешься» - «сдерживай язык, особенно в застолье»
«Не грози свободным – нет на то права» - «не грозись: это дело бабье»
«Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда – лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда»
«Знай себя – береги себя сам»
Именно такие моральные основы легли в воспитание спартиатов, а с ними пришли и законы. Из старых порядков осталось только наличие двух царей, но теперь их роль серьезно ограничивал совет 30-ти «Герусия».
Было введено всеобщее собрание «Апелла» - раз в месяц для всех граждан старше тридцати, которые были в праве отвергнуть или принять решения Герусии. Во многом благодаря Хилону, в Спарте произошла быстрая централизация власти и влияние народного собрания быстро сошло на нет, сначала тем, что их по первому требованию могла распустить Герусия, а затем и введением практики аккламации (когда решения за и против принимается громким криком или аплодисментами без прямого голосования). Высший надзор за всем государством вел совет из пяти Эфоров, одним из которых был Хилон.
Теперь граждане жили как один организм – принимали пищу вместе, воспитанием детей занималось государство, роскошь была запрещена (по мнению некоторых более поздних философов, вместо золотой и серебряной монеты в Спарте ввели железную). Во главу угла ставилось достижение общей цели.
Детей с 7 лет отдавали в учебные лагеря, где они учились воинскому делу и другим тяготам жизни, закаляющими их волю и тело. Под очевидным влиянием Хилона, спартанцы стали изъяснятся четко и лаконично (сам термин принадлежит области Лакония, в которой жили спартанцы).
Не стоит думать, что спартанцы были бездушными машинами для убийства, высоко стали развиваться поэзия и музыка. Такие навыки помогали спартанцам говорить не только кратко, но и едко. Вообще спартанский юмор был очень самобытен и узнаваем, единственное над чем Хилон запрещал смеяться, это над мертвыми. Вполне возможно именно отсюда родилась греческая поговорка «О мертвых либо хорошо, либо ничего кроме правды».
Военное дело тоже было пересмотрено. Личный индивидуализм, даже самый смелый, теперь был наказуем. Покидание места в строю каралось вплоть до изгнания. Все граждане были воинами и в момент необходимости должны были встать в строй.
Вопреки расхожему убеждению о том, что в Спарте не было пожилых, ветераны после 60 лет имели право уйти со службы и получив участок земли заниматься хозяйством. Но даже в эти годы спартанцы были обязаны посещать общественные собрания и мероприятия, обучаться воинскому и другим искусствам.
Хилон смог довести систему Спарты почти до совершенства, на свое время это было могучее и неповторимое государство, которое доминировало в регионе два столетия. Но такой короткий период гегемонии быстро закончился, Аристотель считал, что Спартанцы очень хорошо умели воевать, но не умели распоряжаться хозяйством.
Самое ироничное в том, что в системе, которую создал один из мудрейших греков, не могло появиться нового философа и это тоже погубило спартанское общество. Стабильное государство-утопия долго служило для всех образцом, но закрытый образ жизни доказал, что изоляция верный путь к вырождению.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также поправляйте, если увидели неточности. Другие мои статьи:
За какую доблесть швейцарская гвардия заслужила исключительное право охраны Папы Римского?
Не только доспехи - военная одежда Древнеримских легионеров
Что смогло объединить злейших врагов римлян и германцев? Битва на Каталаунских полях.