Соседка как-то сказала: "Удивительно, но как я вышла на пенсию, мне стало не хватать пространства. Вроде, покупать стала намного меньше, а количество обуви увеличилось в разы".
Я задумалась, почему так. Из природного любопытства поспрошала знакомых разного уровня достатка. И оказалось, что меньше всего обуви у среднего класса. Условно среднего, конечно. Конечно, я не могу, как наш президент, считать средним классом людей, у которых доход 17 000 р. На мой взгляд такой доход даже на одного человека обозначает откровенную бедность. Думаю, средним классом у нас могут считаться те домохозяйства, в которых имеются хорошее жилье (приличная квартира или дом со всеми удобствами), нестарая машина, а лучше две, ибо муж ездит на работу и по делам, а жена обычно - и на работу, и за продуктами, и детей развозит по секциям. Ну и, конечно, средства на содержание всего вышеперечисленного, плюс не только на физически нормальную жизнь, но и на "повышенные" эмоциональные потребности - путешествия хотя бы раз в год и хотя бы по своей стране, театры/концерты/музеи, образование и повышение квалификации и т. д. Ну и на приличную обувь.
Так вот, у уцелевших представителей этого среднего класса обуви оказалось меньше всего. Но стоило им пробить потолок и выбиться в слои элиты (это, правда, случалось в единичных случаях), сразу появлялись отдельные гардеробные с вместительными обувными шкафами. Если же (что бывало намного чаще) неблагосклонная в нашей стране к среднему классу судьба скидывала к пресловутым 17 к., то, как ни странно, количество обуви также начинало стремительно расти, правда, в этом случае отдельных шкафов из ценных пород дерева ей не светило, и она начинала отнимать жизненное пространство у хозяев, заполоняя собой небольшие прихожие, антресоли и стенные шкафы.
И, видимо, вот почему. Обувь - предмет абсолютно необходимый в нашем климате. Причем, если на крайнем юге можно обойтись летней и демисезонной, то на Крайнем Севере, да и в средней полосе без серьезной зимней морозы не пережить. Ну, соответственно, на обуви, как и на питании, сэкономить не получится. А цены на нее неприлично приближаются уже к ценам на сложную бытовую технику. Но если технику покупают раз лет в пять-семь, то обувь имеет обыкновение снашиваться гораздо быстрее. И если раньше порвавшиеся ботинки или сапожки безжалостно выбрасывались, то сейчас ремонтируются до упора. А уж если только потерлись, то тем более рука у человека с невысоким доходом не поднимется выбросить. Вступают в силу соображения: "пригодится сбегать в магазин" или "отвезу на дачу", или "на плохую погоду". А уж новая, современная, - это, как при дефиците в Союзе, - "на выход" (вариант для людей "общественных" профессий - преподавателей, менеджеров приличных компаний и т.д. - "на работу").
И что интересно - количество обуви начинало увеличиваться задолго до ухудшения финансового положения человека - до потери работы или закрытия ИП, выхода на пенсию и т. п. И это уже что-то эзотерическое. Возможно, подсознание человека, уловившее из будущего информацию о грядущем ухудшении финансового положения, давало ему команду запасаться жизненно необходимым и не очень доступным предметом гардероба в повышенных количествах, не оглядываясь на моду, тренды и т. п. Вот и получается, что увеличение количества обуви может сигнализировать о грядущих сложных временах.
Кстати, в кризисные времена продажи обуви снижаются, а вот количество ремонтных мастерских растет. Намек для тех, кто мечтает открыть свое дело, но не решил, чем заняться.
А у вас хватает места для обуви? Если нет, то, может, стоит, подстраховаться и уже поискать дополнительные подработки? На всякий, так сказать, случай?