В России появляется все больше пунктов весогабаритного контроля, поэтому проблема ошибочных штрафов за перевес инертных грузов с 2020 года приобретает широкий масштаб. Все дело в том, что законодатели не выделяют инертные и наливные грузы при осуществлении взвешивания.
Согласно ст.12.21.1 КоАП РФ, перевозчикам назначают штрафы в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Причем для того, чтобы стать нарушителем, даже осуществив загрузку исключительно по норме, по факту достаточно просто выехать за ворота завода. Причина проста: наливные и инертные грузы при движении «живут свой жизнью» и перемещаются по кузову/цистерне во время движения в любую сторону, создавая дополнительную нагрузку на ось. Чуть нагрузка больше, и вот уже штраф!
Чтобы разобраться в данной проблеме, журналисты издания “ТОПС” обратились к юристу в сфере грузоперевозок Сергею Богатову, который планирует добиться решения проблемы путем массового обращения к властям.
- Перевозчики стали жаловаться, что после взвешивания наливного груза на автоматической рамке весов им часто присылают штрафы. В каких регионах существует такая проблема?
К нам обращались перевозчики из Краснодара, Тулы, Костромы, Иркутска и других регионов. Многие из них перевозят наливные или инертные грузы, а взвешивать их на автоматических весах можно с очень большой оговоркой. У этих грузов центр тяжести постоянно смещается при движении.
В Тульской области такая проблема, например, ставит под угрозу молоковозы, а вслед за ними и всё молочное производство. Молоковозы и так копейки зарабатывают, а тут еще и штраф от 100 000 рублей.
До 2015 года ситуация была проще. Тогда законодательство и судебная практика учитывала особенность таких грузов.
С 2015 года постепенно регулирование в этой части начало меняться, что привело к тем формулировкам, которые есть в настоящее время. Сейчас уже не различают типы грузов при взвешивании.
- К чему могут привести такие ошибки?
С проблемой сталкиваются все, но особо чувствительно это для тех, кто возит инертные и наливные грузы. Вот как песок или то же молоко проконтролировать при движении? Приказать им не двигаться?
Должен сказать, что перевозчики ГСМ по каким-то причинам не акцентируют внимание на этой проблеме. За все время к нам поступало всего 2 обращения от них по поводу штрафов за перевес на автоматических весах.
К нам не так давно обратились перевозчики из ХМАО (Ханты-Мансийский автономный округ), которые возят в больницы кислород в жидком виде. Им стали приходить штрафы за перевес. С такой проблемой они столкнулись впервые. Представьте, что будет, если они во время пандемии перестанут кислород в больницы возить?
Надо ли говорить о том, что подобные штрафы «убивают» перевозчиков, при том, что они без вины виноваты? Здесь штраф 100 000 рублей, там штраф 350 000 рублей, а перевозка может и 60 000 рублей стоит. И это без расходов на ГСМ, зарплату водителя, «Платон» и т.д.
- Как правильно взвешивать наливной груз? Какие проверки успели провести для выявления фактов нарушения?
Сразу оговорюсь, что у меня к производителю весов никаких претензий нет, весы сертифицированы и отвечают требованиям ГОСТ. Всевозможные погрешности могут происходить по множеству причин, на которые производители весов никак не повлияют. Чистая физика.
Проблема в другом. Мы всех «гребем под одну гребенку». А физика процесса поведения грузов-то разная. По этой причине один из наиболее известных производителей весов «Тензо-М» прямо говорит в одной из своих статей, что по-хорошему надо проводить контрольное взвешивание на стационарных весах, а комплексы автоматического контроля должны лишь из общего потока вылавливать потенциального нарушителя. У нас же штрафуют всех.
17 августа 2021 года по заявлению Ассоциации “Грузавтотранс” прокуратурой проводился контроль автоматических весов на трассе Тула-Белев по Одоевскому шоссе. Я поучаствовал в этом мероприятии.
Надо сказать, что не зря. Очень любопытно было получить замеры веса по осям и общей массе в движении. Увеличение скорости приводило к увеличению массы транспортного средства. Показатели намеренно называть не стану.
Особенности при взвешивании явно есть: то же свойство подвески, её состояние, верность установки датчиков, ровность полотна и т.д. Скажу точно, что разброс по весу был большой, но в пределах погрешности, т.е. при применении коэффициента погрешности перевеса быть не должно. Интересно, что было бы при больших скоростях.
- Чем апеллировать и как заранее подготовиться к оспариванию ошибочного штрафа в суде?
Самое обидное, что судебная практика идет по пути сохранения назначенного штрафа: «Есть свидетельство по поверке, значит взвешивание верно». Только не судьи виноваты, нормы права так написаны.
Так что отбиваться от штрафов в основном приходится на формальных основаниях. На текущий момент это четыре основных варианта оспаривания штрафа.
Первый вариант - “я вез для себя”. Для доказательства понадобятся документальное подтверждение, возможно свидетели, логичность самой перевозки (то есть если человек везет 40 тонн картошки, то вряд ли себе на огород). Решение это строится на акте Конституционного Суда РФ. Если это Ваш вариант, то штраф можно снизить с 10 000 до 3 000 рублей, в зависимости от самого нарушения.
Второй вариант - машина в аренде. Нужно будет предоставить договор аренды, документы об оплате, транспортную накладную или аналогичные документы. Но аренда должна быть настоящей, а не «нарисованной вчера на коленке».
Третий вариант – «вез под пломбой». Основан на новой норме в Постановлении Правительства о перевозке грузов автомобильным транспортом. Но судебной практике по ней еще нет.
Четвертый вариант - поиск недостатков в акте весогабаритных измерений. Речь здесь о погрешности измерений до 11%, а также перераспределении нагрузки по группе осей.
Благодарим Сергея за освещение проблемы и предпринятые действия для ее разрешения. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся добиться корректных изменений в законодательстве, тем самым избавив перевозчиков от лишних штрафов и головной боли.
Хотите стать героем журнала для автомобилистов "ТОПС"? Расскажите о себе здесь.
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅Подписывайтесь на Яндекс Дзен для перевозчиков
✅Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅Подписывайтесь на Telegram-канал
#автоюрист сергей богатов #как оспорить незаконный штраф #грузоперевозки #спутник #транспортнаябезопасность