Найти в Дзене

Монгольское управление Северным Китаем

Константин де Оссон "История монголов от Чингисхана до Тамерлана". Том II. Часть 24. Перевод с французского

Предыдущая ЗДЕСЬ

На пиру, посвященном открытию нового дворца в Каракоруме, Великий Хан отметил заслуги Елюй Чуцая. Министр финансов двора отвечал за налогообложение покоренных областей. Угэдей его высоко ценил, отмечая усердие в государственных делах, любовь к справедливости и честность.

Собранные подати серебра и шелка в точности совпадали с отчетными цифрами, что для монголов казалось удивительным. За это Елюй Чуцай получил государственную печать, а вместе с ней управление всем Северным Китаем.

На празднике Угедэй вознес в его честь чашу, произнеся речь, где отметил не только личные качества министра, но и его происхождение из царского рода киданей:

Следуя указаниям отца, я использовал ваши таланты и дивился вашим светилам. Благодаря вашему неусыпному бдению государственных дел, я спокойно сплю.
Ваша династия по праву должна управлять Северным Китаем.

Обратившись к послам Запада и Полудня, Угэдей поинтересовался, есть ли в их странах человек подобный его удивительному министру. Сравнимый с ним в мудрости и умениях.

В начале 1236 года в Китае монгольское казначейство впервые выпустило бумажные ассигнации с государственной печатью, называемые цзяо-чао. Деньги обеспечивались серебром. Первый выпуск банкнот осуществили на сумму десять тысяч слитков, эквивалентную пятидесяти тысячам унций.

Получив в управление Северный Китай, министр двора столкнулся с сильным сопротивлением монгольской знати. Военачальники и нойоны воспринимали покоренные земли собственностью, не желая отказываться от злоупотреблений. Елюй Чуцаю потребовалось много усилий, убедить Государя ограничить военное всевластие и связанные с ним неудобства. Взамен родовая знать и военачальники получали долю с налогов.

Решение стало непопулярным, сформировав мощную оппозицию. Ее выразителем стал Тэмуге-Отчигин, родной брат Чингисхана и дядя Угэдея. На личной встрече с Великим Ханом, Отчигин назвал Елюй Чуцая чужеземцем с неизвестными замыслами.

Приняв сторону министра, Хан призвал его высказаться об интриге и ее авторах. Тонкий человек, презиравший месть на словах и на деле, Елюй Чуцай отказался выдвигать встречные обвинения.

В 1236 году, вышло императорской распоряжение о переписи, делившее завоеванные провинции делились на области и районы. Тогда же встал вопрос личного налога. Монгольский обычай считал плательщиком совершеннолетнего мужчину. Эту же систему предполагалось внедрить в Китае. Угэдей говорил:

Наша династия и абсолютно все государства Западного края считают тяглого за отдельный двор. Как можно отказываться от законов великой династии и следовать правлению погибшего государства!

У китайцев, подать издревле взималась с дома. Елюй Чуцай советовал не пренебрегать традицией и впредь:

Те, кто владел Северным Китаем начиная с древних времен, никогда не считали тяглого за отдельный двор. Если же провести это на самом деле, то тяглые, может быть, и уплатят подати за какой-нибудь год, а потом тотчас же разбегутся!

В конце-концов Великий Хан разделил его опасения, постановив взимать подать с дома. По переписи, составленной монгольским чиновником по имени Кадак, население покоренных областей составило один миллион сто тысяч домов.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

P.S. Поддержать перевод:

Мобильный банк 7 987 814 91 34 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Visa 4817 7602 1675 9435