Она редкий человек в актёрской профессии, никому не завидует, на чужие роли не претендует. Она готова наступать себе на горло, только что бы не было конфликта.
Ситуаций, в которых любой человек был бы на грани нервного срыва, у неё было немало. Но она умеет стиснуть зубы и терпеть.
Эта актриса не боится быть в кадре смешной и неуклюжей.
Да и в жизни эта грань у неё очень тонкая. Она предпочитает оставаться незаметной, обманывая своим видом партнеров при первой встрече.
Непохожая на артистку.
Так говорят о своей любимице зрители. И это лучший комплимент той, что стала самой яркой актрисой своего поколения. Но при этом так и не приобрела взбалмошности и фанаберии дивы.
Летом 1989 года под палящим московским солнцем стояла нескончаемая очередь, она тянулась от касс кинотеатра Россия до памятника Пушкину.
Случайные прохожие осведомлялись - зачем стоят.
Узнав, что за билетами на первый советский фильм о прост*тутках забывали куда шли, и пристраивались в хвост очереди.
Всем хотелось увидеть видеть то, чего у нас в стране нет.
Фильм Петра Тодоровского - «Интердевочка», оказался лидером проката. А Елена Яковлева была признана лучшей актрисой года.
Известно, что Владимир Кунин писал сценарий «Интердевочки» с прицелом на Татьяну Догилеву. На главную роль Пётр Тодоровский пробовал и Наталью Андрейченко и многих других актрис. Но своей героини не находил.
Как когда на пробу пришла Лена, худенькая, скромно и неброско одетая, режиссёр только развел руками. Путан Пётр Ефимович представлял исключительно с пышными формами.
Но Яковлева для себя уже решила, что у Тодоровского она сниматься будет обязательно.
«Я сидела, он зашёл, и первая фраза была: а вы сценарий читали. Он говорит: у меня #фильм про путан. Он их никогда не называл прост*тутками. А вы на себя в зеркало смотрели? Я говорю ну, в общем-то, да.
А он говорит: вы же понимаете, что у вас нет ничего, что у них есть. У вас этого нет. Я говорю: что это интересно у меня нет, что у них есть. Он говорит: ну вы знаете, а интеллигентный же человек, ну вот здесь, вот здесь, что-то такое должно быть, два часа на что-то зритель должен смотреть» - вспоминала Яковлева.
Режиссёра она ни о чём не просила, с интересом следила за пробами других актрис. Тихо сидела в сторонке и ждала, вдруг очередь дойдёт и до неё. Бороться за роль она не умела.
«Я вообще даже не знаю, как это делается. Вот если бы меня кто-нибудь научил. Я бы может быть ради какой-то роли, хотя такой, наверное, нет. Для моего характера, для моего темперамента, чтобы пойти по костям. Никогда в жизни. Не в кино и не в театре, ни разу. Если там были какие-то кастинги, то они были настоящие кастинги. Не через какие-то знакомства, не дай бог там, через ещё что-то. Через что можно как-то попасть» - говорила Яковлева.
Это был честный кастинг, в котором победили её упорство и талант.
«Я смотрел и думал, как она ухватила суть, философию этого существа. Так точно. Её было и жалко, и возникало такое полу брезгливое где-то чувство. Но всё заслоняло её обаяние, её индивидуальность» - говорил #режиссёр Владимир Андреев
Чтобы именно так воспринимали героиню, Яковлевой нужно было удержаться на тончайшей грани и ей это удалось. Экранный образ и реальную жизнь #актёров, зрители нередко путают.
Надо было обладать определённой смелостью, чтобы в советское время, отважится сыграть роль ночной бабочки. А для Елены, дочери полковника, воспитанной в строгих традициях, это было страшно вдвойне.
Но никто из членов семьи от роли её не отговаривал.
«Нет, эта вера в то, что Тодоровский плохо, пошло не сделает, это было очевидно» - говорил Валерий Шальных, муж Яковлевой.
На этой картине Пётр Ефимович нашёл свою актрису и своего человека, а Яковлева своего режиссёра.
«Он всё время просил, чтобы я ему клала голову на плечо. Я положу голову на плечо, и мы сидим. Нам можно было ни о чём не говорить» - вспоминала Яковлева.
Пётр Ефимович чувствовал в Елене сочетание казалось бы несочетаемых качеств. Трогательная неуверенность в себе, ранимость и при этом невероятная внутренняя сила и убежденность что она сможет всё.
Самое удивительное, что #Яковлева такой же и осталась, став звездой. Если в кадре она может быть ослепительной, то в жизни предпочитает оставаться незаметной.
Продолжение следует….