Кузнецов это единственный авианесущий корабль российского флота. У корабля очень интересная судьба. Этот корабль пережил много невзгод, он горел тонул, пять раз менял названия. О всех этих событиях и пойдет речь в этой статье.
Корабль стал развитием неполноценных авианесущих крейсеров проекта 1143.3. И стал первым кораблем имеющим полноценную взлетную палубу, позволяющую применять самолеты горизонтального взлета. Предшественники несли только самолеты с вертикальным взлетом и вертолеты.
Кузнецов в 1991г перед отделением Украины от СССР, в последний момент ушел в североморск, это спасло корабль. Второй корабль данного проекта носивший имя "Варяг" Украинские власти продали Китаю как металлолом. Корабль был не достроен, но Китай достроил корабль, и теперь он носит имя "Ляонин"
При постройке корабль менял имя 5 раз. Закладывался под именем "Советский Союз" потом был переименован и носил имя "Рига" потом "Тбилиси", "Л.И.Брежнев" и наконец получил название Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов.
ТТХ корабля:
- Длина — 305,0 м.
- Длина по ватерлинии — 270 м.
- Ширина наибольшая — 72 м.
- Ширина по ватерлинии — 35,0 м.
- Осадка — 10,0 м.
- Стандартное водоизмещение — 43 000 т.
- Полное водоизмещение — 55 000 т.
- Максимальное водоизмещение — 58 600 т.
Корпус.
Корпус корабля из катаной стали, он имеет огромные размеры. Протяженность коридоров боле 20 км. На корабле очень легко заблудится. Его корпус имеет ряд особенностей:
- На корабле имеется противоторпедная защита. Корпус дублирован «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 метра, выдерживает попадание 400 килограммов ТНТ заряда.
- Для взлета самолетов вместо катапульты применен трамплин, что накладывает ограничения по взлетной массе. Площадь полётной палубы составила 14 800 м2.
- В корпусе корабля оборудован огромный ангар, для размещения авиакрыла, по проекту 50 мест под самолеты и вертолеты. Но фактически меньше. Ангар разделяется складными переборками на 4 части, это нужно на случай пожара. Ангар оснащен цепной полуавтоматической системой буксировки самолетов, это позволил отказаться от тягачей.
- На корабле присутствует самолетоподъемника, грузоподъемность до 40 т. каждый.
- Топливные отсеки и погреба боезапаса защищены коробчатой броней.
Экипаж корабля составляет. — 1980 человек (из них 520 офицеров, 322 мичмана и 1138 матросов), виагруппа — 626 человек. В случае выполнения флагманских функций на корабле дополнительно размещался командный состав и штаб соединения — 55 человек.
Жилые помещения предусматривали комфортабельное размещение людей на борту в условиях длительного океанского похода. Фактически ни экипаж, ни авиагруппа ТАКР до сих пор ни разу не достигла проектной численности, поэтому значительная часть жилых помещений корабля во время службы пустует.
Энергетическая установка.
Корабль имеет паровую энергетическую установку. Состоит она из высоконапорных паровых котлов КВГ-4 паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см2 и температура 470°С. У корабля 4 гребных вала, каждый вал вращает паровая турбина мощностью 50 000 л.с. (общая мощность турбин 200 000 л.с.)
Электричество вырабатывают турбогенераторы - 9шт. по 1500 кВт каждый и дизель-генераторы - 6 шт.по 1500 кВт каждый.
Котлы работают на мазуте, это и была главная причина насмешек со стороны ничего не понимающих в технике интернет троллей. Специально для таких "грамотеев" постараюсь объяснить на пальцах почему дымит котел. Причина повышенной дымности всегда одна, это соотношение топливо-воздух. Больше топлива дым черный, больше воздуха дым белый. Следит за смесеобразованием автоматический регулятор, который определяет по показаниям различных датчиков количество подаваемого топлива и воздуха. Так вот при смене режима работы, пуске с "холодного" состояния дымить начинает ЛЮБОЙ котел. Даже самый навороченный. Автоматика на корабле установленна старенькая и отрабатывает не так быстро как хотелось бы. Поэтому корабль дымит. И это нормально.
На кузнецове очень сложная и неудачная паровая установка. Она точно такая же как на эсминцах 956 проекта, которые все умерли именно из-за сложности ее эксплуатации и требовательности котлов к качеству воды.
Вооружение.
Главным оружием корабля является безусловно авиация. Состав авиакрыла:
- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К,4 × Ка-27РЛД,18 × Ка-27 или Ка-29,2 × а-27ПС.
- Фактически: 14 × Су-33, 2 × Су-25УТГ, 10 × МиГ-29К, 4 × МиГ-29КУБ
Но это же не только авианосец, классификация корабля тяжелый авианесущий крейсер. Крейсером его делает наличие 12 пусковых установок для ракет П-700 "Гранит". Еще в состав вооружения входят:
- 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов)
- 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
- 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб).
Корабль в случае крайней необходимости может оборониться и сам.
Модернизация.
После возвращения из Сирийского похода корабль встал на модернизацию. В ходе которой неудачи преследовали его одна за другой. Утонул ПД 50, на корабль упал кран, потом случился пожар. Ни одно из происшествий не нанесло критического урона кораблю.
В ходе ремонта и модернизации отремонтирую главную энергетическую установку, заменяет котлы и отремонтируют ГТЗА. Отремонтируют многие корабельные системы.
Заменят старые системы ПВО "Кортик" и "Кинжал". На замену им придут дальнобойный "Полимент-редут" (морской аналог с-400) и "Панцырь-М" Корабль получит новую систему БИУС.
Возможно будут демонтированы ПУ ракет П-700, но возможно и то что корабль вместо П-700 получит пусковые установки под "Калибры" и "Ониксы"
Заключение.
Корабль старенький. Переживший много невзгод, переживший 90-е годы и один из немногих крупных кораблей оставшихся на ходу в то непростое время. В ходе модернизации кораблю продлят срок, перевооружат и он еще послужит родине
Интересные факты:
- Кузнецов является единственным авианесущим кораблем имеющим право заходить в Черное море. По конвенции Монтрё авианосцы в черное море заходить не могут. Но Кузнецов это не авианосец, а авианесущий крейсер, у него есть на борту ПКР "Гранит" и он может в случае необходимости сам себя защитить.
- Корабль настолько огромный, что люди служившие на нем "сорочку" могли даже ни разу не встретится.
Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.