Вторая половина XVII века - период завершения «золотого века» индо-исламского зодчества. По всей стране по-прежнему возводились новые дворцы, мавзолеи, медресе и мечети, но ярких, выдающихся памятников архитектуры, символов страны и эпохи, на протяжении нескольких следующих столетий не создавалось.
Начиная с XVII века, то есть с периода Позднего Средневековья, наиболее состоятельные и влиятельные индийские феодалы стали открывать личные галереи, в которых выставляли внушительные коллекции старинных и современных шедевров живописи. Наибольшей популярностью у восточных аристократов пользовались пейзажи и бытовые сцены из реальной жизни.
Позднее Средневековье - время, когда духовная доминанта над физической в общественном сознании постепенно прекращалась. Низменное все активнее брало верх над возвышенным, светское над религиозном. Это течение не могло не сказаться и на искусстве. Так, стремительно растущий интерес к человеку, индивиду, личности логично привел к интенсивному развитию портретной живописи. Мастера старались увековечивать образы правителей, общественных и политических деятелей, высокопоставленных аристократов и рядовых вольных горожан на полотне, в виде красивой картины. На групповых изображениях очень важно было не забывать, что каждому человеку свойственна уникальная внешность с самобытными чертами. Всему этому индийские художники уделяли пристальное внимание.
Появление нового направления в изобразительном искусстве вскоре привело к установлению строгих канонов жанра. Так, правителей было принято изображать сидящим на троне или стоящим в полный рост на открытой террасе. Лицо должно было смотреть в профиль, а фигура стояла в развороте на три четверти.
Индийские живописцы Позднего Средневековья работали, уделяя пристальное внимание нюансам: парадный костюм обязательно следовало одеть аккуратно, чтобы роскошный материал не заминался. Огромное значение придавалось драгоценным украшениям и холодному оружию - неотъемлемым элементам празднично-церемониального образа родовитого богача. Не менее интересны и изображения врачей, ученых, поэтов, слуг, рабов. Очень часто именно в изображениях представителей среднего и более низких социальных слоев мастерство художников проявлялось во всем блеске: в такие портреты талантливые мастера вкладывали частицу своей души, превращая «обыкновенную» картину в порождение истинного вдохновения. Здесь же проявлялась их наблюдательность.
Индия - страна многонациональная, каждый этнос отличают свои уникальные особенности. Наиболее широкое отражение в эпоху Средневековья эта тенденция нашла в декоративно-прикладном искусстве огромного восточного государства. Среди старинных видов ремесел самой востребованной долгое время оставалась резьба по слоновой кости и дереву. Во многих областях и провинциях страны существовали местные традиции создания всевозможных архитектурных элементов, ларцов, решеток и посуды.
Слоновая кость считалась идеальным сырьем для изысканных, элегантных украшений тончайшей работы. Также из этого органического материала создавались красивые композиции в виде божеств и героев национального эпоса. Восхитительные композиции использовались как декоративные элементы интерьеров дворцов знатных богачей, вельмож и придворных. Позднее шедевры стали национальным достоянием, а сейчас ими могут любоваться все посетители индийских музеев.
Искусные индийские мастера в эпоху Позднего Средневековья прославились своими творениями в таких техниках, как чеканка, насечка, гравировка, инкрустация. Декорированное их виртуозными руками холодное оружие - истинные шедевры, памятники искусства, предметы национальной гордости. Стальные клинки украшались элегантными узорами из золота и серебра. Рукоятки делались, главным образом, из слоновой кости или нефрита и инкрустировались перламутром, драгоценными камнями или крупными отборными жемчужинами.
Индия знаменита своими тканями, в частности, хлопком. Однотонное полотно при помощи специальных деревянных штампов украшалось всевозможными узорами, главным образом растительными орнаментами и жанровыми сценками с изображениями музыкантов и танцоров. Высокое качество материалов объясняется использованием органических красителей растительного происхождения - марены, индиго, отваров трав и древесной коры. Индийские ткани быстро обрели популярность далеко за пределами страны, в том числе в Европе, а также на территории Ближнего и Дальнего Востока.
В XVIII столетии экзотические, яркие, пестрые материи обрели всенародную популярность на Британских островах. Характерные «восточные» орнаменты в виде огурцов, перцев, цветов, растений, зверей и птиц все чаще стали встречаться в предметах домашнего текстиля множества английских, шотландских, ирландских, валлийских домов. Необычные, харизматичные, красочные, пестрые материалы привлекали внимание представителей разных социальных слоев, от богатых аристократов до простых деревенских жителей.
Отдельного упоминания заслуживают кашмирские шали - квадратные платки ручной работы, сотканные из тончайшей шерсти горных коз. Это один из символов Индии, на протяжении многих веков позволяющий людям во всем мире переживать суровые, холодные зимы. Козий пух первое время окрашивался природными красителями. Технологии создания тончайших изделий, способных быстро и надолго согреть человека, защитить его от пронизывающего ветра и других агрессивных природных явлений, передавались из поколения в поколение в семьях мастеров и хранились в строжайшем секрете. На создание одного платка уходило немало времени, от нескольких месяцев до нескольких лет.
XVIII столетие - время окончания Средних Веков на территории Индии и воцарения там сурового колонизатора - Великобритании. Тотальный контроль европейского завоевателя привел к застою в развитии национальной культуры и искусства. Эти неприятности не затронули лишь декоративно-прикладное направление, признанные мастера которого на протяжении долгого времени продолжали создавать яркие, красочные шедевры, дарившие ощущение праздника.
Источник: http://artrepriza.com/mem/2218-iskusstvo-blizhnego-i-srednego-vostoka-chast-semnadcataya.html
#история искусств
#средние века
#средневековье
#восток дело тонкое
#индия