Найти в Дзене
Морской хронограф

Морской хронограф: 23 сентября - этот день в отечественной морской истории

Оглавление
1770, 23 сентября (4 октября) - Именным указом Екатерины II в честь победы при Чесме учреждена серебряная медаль на голубой ленте с надписью: «Был Чесме. 1770 года июля 24 д».
1770, 23 сентября (4 октября) - Именным указом Екатерины II в честь победы при Чесме учреждена серебряная медаль на голубой ленте с надписью: «Был Чесме. 1770 года июля 24 д».

См.: Морской Хронограф Calendar

2021, 23 сентября:

-2

Радий Анатольевич Шмаков, крупный специалист в области подводного кораблестроения, главный конструктор СПМБМ «Малахит», главный конструктор ряда атомных подводных лодок I и II поколений и их модификаций. Лауреат Государственной премии (1981) и премии Правительства РФ (1997), академик Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

2018, 23 сентября:

-3

Скончался Виктор Андреевич Малышевский (1933-2018), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член президиума ООО «РТНО судостроителей им. ак. А.Н. Крылова» (2012-17), почетный член РНТО судостроителей им. ак. А.Н. Крылова (2017).

2005, 23 сентября:

Указом Президента РФ № 1108 и приказом министра обороны №904 от 23 сентября 2005 года командующим Северным флотом назначен вице-адмирал (с 2006 года - адмирал) В.С. Высоцкий.

2004, 23 сентября:

-4

С борта атомной подводной лодки проекта 941У «Дмитрий Донской» осуществлен первый бросковый пуск ракеты «Булава» из подводного положения.

1993, 23 сентября – 17 декабря:

Отряд кораблей Северного флота в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», эсминца «Расторопный» и танкера «Днестр» под флагом заместителя командующего флотом по боевой подготовке вице-адмирала В.А. Порошина посетил с официальным визитом порт Тулон (Франция). 15 октября отряд кораблей принял участие в совместном учении с ВМС Франции.

1991, 23 сентября:

-5

Атомная подводная лодка «К-335» проекта 971У «Щука-Б» 3-го поколения заложена на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске под заводским номером 835. 22 февраля 1993 года получила наименование «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В 1997 году унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки «К-22» проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. В январе 2002 года вошла в состав 24-й («звериной») дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.

1986, 23 сентября — 17 декабря:

Отряд кораблей Черноморского флота в составе больших противолодочных кораблей «Очаков», «Красный Кавказ» и танкера «Борис Чиликин» совершил поход на Кубу.

1979, 23 сентября:

-6

На Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске спущен на воду тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПК СН) «ТК-208» проекта 941 (шифр «Акула») - самый крупный корабль в истории подводного судостроения (ЛПМБ «Рубин», главный конструктор - И.Д. Спасский). 26 апреля 1981 года на ТРПК СН поднят военно-морской флаг. Вступил в строй 12 декабря 1981 года. Вооружен 3-ступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами РСМ-52.

1975, 23 сентября:

Заложен ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДР -К-496». В состав Северного флота вошел 30 декабря 1977 года.

1974, 23 сентября:

-7

Скончался Игорь Ростиславович Матросов, специалист в области техники промышленного рыболовства, изобретатель. В 1945–1956 годах главный инженер экспериментальной базы Мурманского тралового флота. С февраля 1960 года в Мурманском отделении Гипрорыбфлота. Изобрел траловые распорные доски, длительное время применявшиеся на промысловых судах всех типов и якорь с повышенной держащей силой, названные его именем. Соавтор конструкции судна бортового траления. Вместе с другими работниками экспериментальной базы спроектировал и в 1951 году построил в корпусе траулер «Новатор». Предложил методы скоростного глубокого траления.

1961, 23 сентября:

В состав ВМФ вошла подводная лодка проекта 629 «К-91» с ракетным комплексом Д-2. В 1967 году прошла модернизацию по проекту 629А под ракетный комплекс Д-4.

1957, 23 сентября:

На Государственном центральном морском полигоне Министерства обороны СССР с подводной лодки проекта «Б-64» 611П (командир - В.А. Евдокимов) из надводного положения произведен первый пуск крылатой ракеты П-10.

1947, 23 сентября:

Аварийно-спасательная служба Черноморского флота подняла в Новороссийске теплоход «Украина», погибший в 1942 году.

1944, 23 сентября:

В Кольский залив вошла мурманская группа конвоя JW-60 в составе 21 транспорта, 3 танкеров, спасательного судна и охранения. Вторая группа конвоя продолжила путь в Белое море.

1944, 23 сентября:

Десантом Балтийского флота освобожден от врага остров Найссаар (Финский залив).

1943, 23 сентября:

Авиация Черноморского флота потопила в районе Керчи и Керченского пролива 10 быстроходных барж и 3 сторожевых катера противника.

1943, 23 сентября:

Шесть моряков экипажа затонувшей в районе Очамчира подводной лодки Черноморского флота «М-51» поднялись на поверхность через люк кормового отсека, имевший шлюзовую камеру. Это был единственный в Великую Отечественную войну случай использования люка для спасения моряков. Другие пять моряков вышли через носовые торпедные аппараты.

1942, 23 сентября:

-8

В районе Одессы на минах противника подорвалась и погибла подводная лодка Черноморского флота "М-60" (командир — капитан-лейтенант Б. В. Кудрявцев).

1941, 23 сентября:

-9

В результате массированного налета вражеской авиации на Кронштадт от попадания бомб взорвались погреба боезапаса на линкоре «Марат» (с 1943 года - «Петропавловск»), стоявшем в Средней гавани Кронштадта. Корабль принял 10 тысяч тонн воды и сел на грунт. Погибло более 300 человек, в том числе командир.

Затонули лидер «Минск», подводная лодка М-74, буксир «КП-36», поврежден крейсер «Киров».

1941, 23 сентября:

Отряд торпедных катеров Балтийского флота под командованием старшего лейтенанта А.Г. Свердлова потопил сторожевой корабль противника «Оскар Нейнабер».

1938, 23 сентября:

-10

Вступил в строй первый крейсер советской постройки «Киров», построенный на Балтийском заводе в Ленинграде. В то время он стал самым совершенным кораблем ВМФ.

1938, 23 сентября:

-11

Трагически погиб флагман 2 ранга Георгий Павлович Галкин, командующий Каспийской военной флотилией (1927-1930).

Был арестован 9 января 1938 года УНКВД по Ленинградской области по обвинению в участии в антисоветском заговоре. Выездная сессия Военной Коллегии Верховного Суда СССР 22 сентября 1938 года приговорила Г.П. Галкина к лишению воинского звания флагман 2-го ранга и высшей мере наказания – расстрелу. На следующий день после вынесения приговора, в Ленинграде приговор приведён в исполнение.

1938, 23 сентября:

-12

Родился Леонид Александрович Промыслов (1938-2020), первый вице-президент ООО «РНТО судостроителей им. ак. А.Н. Крылова», почетный член РНТО судостроителей им. ак. А.Н. Крылова (2017), кандидат технических наук.

1933, 23 сентября:

Во Владивостоке в бухте Золотой Рог в торжественной обстановке на подводных лодках «Щ-11» и «Щ-12» поднят Военно-морской флаг. Эти лодки положили начало подводным силам Тихоокеанского флота.

1925, 23 сентября:

Приказом Реввоенсовета СССР введен в действие новый Временный дисциплинарный устав Красной армии.

1924, 23 сентября:

В Ленинграде произошло второе по силе за всю историю города катастрофическое наводнение. Вода поднялась на 380 см над нулем Кронштадтского футштока.

1916, 23 сентября (6 октября):

Дивизион тральщиков Балтийского флота («Патрон», «Пламя», «Искра», «Алеша Попович», «Поток-Богатырь», «Илья Муромец»), возвращаясь после тральных работ в район полуострова Порккала-Удд, попал на вновь поставленное минное поле. На одной из мин взорвался и затонул тральщик «Искра». Погибло 2 человека, остальной экипаж спасен.

1911, 23 сентября (6 октября):

На Северной Двине затонул пароход «Обновка». Погибло 115 человек

1910, 23 сентября (6 октября):

-13

В Санкт-Петербурге во время полета на аэроплане «Фарман» трагически погиб капитан Корпуса корабельных инженеров флота Л.М. Мациевич, инициатор «применения аэропланов к морскому делу».

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

1904, 23 сентября (6 октября):

Вспомогательный крейсер «Терек» вернулся в Либаву после крейсерства у Гибралтарского пролива, осуществлявшегося для нарушения подвоза в Японию воинской контрабанды.

1900, 23 сентября (6 октября):

Начальник Главного технического управления и снабжения поставил перед Морским техническим комитетом задачу наладить производство радиотехнической аппаратуры для флота на отечественных предприятиях.

1888, 23 сентября (5 октября):

-14

В Севастополе в присутствии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича освящен Морской собор во имя равноапостольного князя Владимира, служивший усыпальницей многих офицеров русской армии и Черноморского флота.

1858, 23 сентября (5 октября):

-15

Начал действовать маяк Сескар, установленный на одноименном острове в Финском заливе, - первый в России маяк с башней из чугунных плит.

1840, 23 сентября (5 октября):

На фарватере Невки в Санкт-Петербурге состоялось первое погружение цельнометаллической подводной лодки К.А. Шильдера, построенной на Александровском литейном заводе. Испытания показали, что подлодка не может выполнять боевых задач, и после аварии при очередном испытании распоряжением военного министра от 9 октября 1841 года опыты с ней были прекращены и лодка была назначена к утилизации.

1833, 23 сентября (5 октября):

Главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг в представлении морскому министру высказал соображения о нецелесообразности концентрации всех частей Морского ведомства в Севастополе, так как это увеличивает риск потерять флот от «одного удара неприятеля». Крымская война подтвердила правильность опасений адмирала.

1825, 23 сентября (5 октября):

На Охтинской верфи в Санкт-Петербурге состоялась торжественная закладка двух одинаковых 16-пушечных кораблей — военных шлюпов «Моллер» и «Сенявин». 14 мая 1826 года оба корабля спущены на воду. Построены корабельным мастером В.Ф. Стоке. Прославились участием в кругосветном плавании в экспедиции Станюковича - Литке в 1826-1829 годах.

1824, 23 сентября (5 октября):

Крушение транспортной яхты «Надежда» (командир - лейтенант Я.Я. Повало-Швейковский) на восточном берегу Нарвской губы.

1786, 23 сентября (4 октября):

Наскочил на мель у мыса Тарханкут и погиб корабль «Святой Александр».

1779, 23 сентября (4 октября):

У острова Шкеленга в Северном море выброшен на мель и разбился фрегат «Наталия».

1778, 23 сентября — 15 октября (4-26 октября):

В ходе масштабных географических и гидрографических исследований состоялся визит кораблей военно-морских сил Великобритании «Резольюшен» и «Дискавери» под флагом капитан-командора Д. Кука в Капитанскую гавань острова Уналашка (Алеутские острова). Капитан-командор и штурманский ученик Г.Г. Измайлов обменялись картами. Д. Кук подтвердил признание суверенитета России над Алеутскими островами.

1770, 23 сентября (4 октября):

-16

Именным указом Екатерины II в честь победы при Чесме учреждена серебряная медаль на голубой ленте с надписью: «Был Чесме. 1770 года июля 24 д».

Медаль «В память сожжения при Чесме турецкого флота» - государственная награда Российской империи, которой награждались все нижние чины, морские и сухопутные, участвовавшие в Чесменской битве.

1744, 23 сентября (4 октября):

У Стокгольма выскочил на камни и разбился галиот «Олонец».

1743, 23 сентября (4 октября):

Правительствующий сенат представил императрице Елизавете Петровне доклад, в котором подвел итоги плаваний В.И. Беринга и А.И. Чирикова, подчеркнув, что экспедиция приносит лишь убытки, и предложил «ту экспедицию, об которой сенат нимало плода быть не признаваст... вовсе оставить». Императрица 26 сентября 1743 года на сенатском докладе наложила резолюцию: «Быть по сему». Так завершилась деятельность Второй Камчатской (позже названной Великой Северной) экспедиции, принесшей России крупнейшие географические открытия.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты сентября 2024 года.