Найти тему

Кто будет следующим канцлером Германии?

Оглавление

Жестко говоря о России, но заключая сделки с Москвой, Меркель играла за обе стороны. Следующий лидер Германии может быть более агрессивным

В воскресенье немцы проголосуют на парламентских выборах в своей стране. Это будет последний раз, когда они сделают это с канцлером Ангелой Меркель у руля, поскольку ее 16-летний срок полномочий подходит к концу, и она готовится уйти в отставку.

Политик-ветеран впервые заявила, что не будет баллотироваться на переизбрание в 2018 году, сказав, что пора передать бразды правления. Но кто их возьмет и какова будет их позиция по кругу вопросов, циркулирующих в Европе, менее ясно.

На предыдущих выборах внешняя политика не вызывала особого интереса или беспокойства у немецкого электората. Но времена изменились, и теперь страна находится в эпоху ослабления американского превосходства. Берлин также пытается справиться с последствиями катастрофического вывода войск НАТО из Афганистана, где немецкий бундесвер в течение 20 лет боролся бок о бок с США и партнерами по коалиции.

В целом внешнеполитические позиции партий Германии динамичны и политически оппортунистичны. Тем не менее, Россия явно занимает особое место в центре внимания выборов в Германии, поскольку ЕС и НАТО продолжают бодаться с Москвой из-за Украины и из-за уже построенного газопровода « Северный поток-2» .

Меркель умело уравновешивала конкурирующие внутренние и международные требования, позиционируя себя как великого поборника ценностей ЕС, а также укрепляя экономические и политические связи с Россией и Китаем. Однако не все ее потенциальные преемники, похоже, заинтересованы в повторении этого громкого акта.

Центр: СПД и ХДС в ногу

Социал-демократы (СДПГ) лидируют в опросах непосредственно перед выборами, за ними следуют правители Меркель, правоцентристский Христианско-демократический союз (ХДС). Олаф Шольц, кандидат от СДПГ на пост канцлера (в настоящее время вице-канцлер Германии и министр финансов), - один из немногих, кто поддержал сохранение статус-кво Меркель в отношениях с Россией.

В своей партии программы , позиция является двояким подходом сотрудничества в областях , представляющих взаимного интереса, а именно борьба с терроризмом, изменения климата, и разоружения, поддерживая давление на России через санкцию по Украине, подразумеваемое участие в кибератаках и отстаивая дело арестован оппозиционер Алексей Навальный. Тем не менее, по словам Шольца, необходима « новая политика в отношении Востока » , что означает, что Россия должна принять «порядок, основанный на правилах», а не «порядок, основанный на правилах » .

Программа ХДС в целом придерживается той же позиции, что и СДПГ, добавляя, что Россия «бросает вызов ценностям [Германии]» , и что на уровне ЕС и НАТО требуется большая способность «сдерживания и устойчивости» для противодействия Москве. Армин Лашет, министр-президент земли Северный Рейн-Вестфалия и нехаризматичный преемник Меркель в ХДС, заявил, что сотрудничество и диалог с Россией необходимы , несмотря на разногласия. По мнению Лаше, санкции остаются на столе, когда дело касается давления на Россию.

Что касается «Северного потока - 2», Шольц и Лашет недавно пришли к соглашению во время теледебатов в июне, что газопровод может прекратить работу, если Россия не соблюдает правила ЕС. Шольц назвал безопасность Украины еще одной потенциальной причиной прекращения использования трубопровода после его завершения. Однако он также назвал санкции США в отношении проекта « серьезным вмешательством во внутренние дела Германии и Европы ».

Ни одна из двух центристских партий не упоминает «Северный поток-2» в своих манифестах, что может указывать на отсутствие консенсуса и / или попытку сохранить двусмысленность в отношении США и других стран ЕС, выступающих против проекта.

-2

Партнеры по коалиции: Зеленые, СвДП, ЛЕВЫЕ и АдГ.

Чтобы сформировать правительство большинства в парламенте, немецким партиям, вероятно, придется вести переговоры о коалициях, которые позволят им преодолеть 50-процентный порог. Одним из возможных результатов является центристская «большая коалиция» СДПГ и ХДС, которая является статус-кво с 2013 года. Однако любая другая перестановка будет включать одну или несколько оставшихся «основных партий»: Зеленых, Свободных демократов, СЛЕВА и крайне правая «Альтернатива для Германии» (AfD).

Зеленые, которые в настоящее время занимают третье место в опросах, похоже, будут участвовать в коалиции с одной из центристских партий. Лидером «Зеленого билета» является Анналена Баербок, чья политика, ориентированная на климат, выбрала «Северный поток-2» в качестве своей цели. Зеленые требуют немедленной приостановки проекта трубопровода из-за его несоответствия с видением партии чистой энергии и потому, что он « угрожает геостратегическим и энергетическим интересам Европы, а также стабильности Украины» . В прошлых интервью Баербок также отстаивал более жесткую позицию в отношении России и Китая .

Свободные демократы (СвДП) в большей степени, чем центристы, стремятся поддерживать давление на Москву, вступая в диалог, когда это возможно. Программа СвДП критикует Россию по нескольким вопросам, в том числе по оказанию помощи сирийскому правительству, но также ссылается на необходимость «восстановления взаимного доверия». На арене внешней политики Свободные демократы поддерживают НАТО и ЕС как глобальных игроков. Что касается Северного потока-2, СвДП нацелены на мораторий до тех пор, пока решение не будет принято на уровне Европейского Союза.

На крайнем левом фланге, набрав всего лишь 6% голосов, находится Die LINKE, или The LEFT, недвусмысленно выражающая желание распустить НАТО и заменить его новой структурой безопасности, включающей Россию . В целом более тесные отношения с Москвой входят в повестку внешней политики антивоенной фракции. Тем не менее, Олаф Шольц из СДПГ по-прежнему открыто выступает против большой левой коалиции.это будет состоять из СДПГ-Зеленых-ЛЕВЫХ (что может быть единственным путем ЛЕВЫХ в правительство). Частично это связано с его вышеупомянутой враждебностью по отношению к трансатлантическому альянсу, которую политики правящей партии считают священным. Тем не менее, Шольцу придется бороться с молодыми прогрессистами в его партии, которые могут поддержать великую левую коалицию, если такая договоренность окажется вообще возможной.

Возможно, самым явным исключением является спорная АдГ, поскольку все другие партии отказываются рассматривать возможность приглашения ее в будущую коалицию. Программа АдГ поддерживает углубление отношений с Россией, снятие санкций и завершение проекта «Северный поток - 2», который она считает «незаменимым» . Тем не менее, де-факто санитарный кордон, применяемый к обоим концам политического спектра Германии, означает, что ни правая АдГ, ни социалистическая ЛЕВА, скорее всего, не покинут скамейки оппозиции.

Учитывая все обстоятельства, независимо от того, какая центристская партия в конечном итоге возглавит следующее правительство, СДПГ или ХДС, она будет играть уравновешивающую роль, поддерживая преобладающий подход к России «жесткий, но открытый для разговоров». Включение СвДП в коалицию не сильно повлияет на эту внешнюю политику, в то время как зеленые могут вызвать недовольство, особенно на энергетическом фронте.

«Зеленые» набрали обороты в последние годы из-за растущей озабоченности по поводу окружающей среды, особенно среди молодых активистов, и, как сообщается, сама Грета Тунберг планирует протестовать в Берлине 24 сентября, за два дня до выборов.

Будет ли это удачным ходом в последнюю минуту для зеленых и их позиции против Северного потока - 2, еще неизвестно. Но с ростом цен на газ в Европе и надеждами на то, что поставки начнутся через подводный канал в течение нескольких недель, все взгляды от торговцев энергоресурсами до кремлевских чиновников будут прикованы к Германии в эти выходные.