Найти тему

Зачем нужны негативные качества и как научиться принимать их в себе и окружающих.

"Говорят, личность человека определяется его жизненным опытом. Но это не так, - не совсем так: если бы все наши поступки определял наш прошлый опыт, мы бы просто не выжили. Нам надо убедить себя, что мы состоим не только из своих прежних ошибок. Мы состоим из поступков, которые пока не совершили, мы - это наш завтрашний день."
Фредрик Бакман "Тревожные люди"

Интересно устроено наше сознание. Мы можем соглашаться с определенными вещами, признавать необходимость их существования, но на практике сопротивляться им до невозможности.

Помню, в университетские времена диалектика Гегеля с ее законом единства и борьбы противоположностей заинтересовала меня как абсолютно абстрактное чистое знание, к моей жизни, якобы, никакого отношения не имеющее.

Легко философствовать о том, что добро и зло - качества друг без друга не существующие, но в свою личную жизнь почему-то хочется впускать исключительно добро, любовь и розовых фламинго.

Позже, когда я занялась йогой и увлеклась философией буддизма, я стала активно практиковать невозмутимость и всепринятие. Для этого мне пришлось уйти с основной работы и заняться только преподаванием курсов по йоге. Потому что – а как иначе? Передвигаться по офису с блаженной улыбкой на лице и постоянно проповедовать любовь к ближнему – это ведь ни продвижению по службе, ни успехам компании на рынке не способствует. Я забросила чтение книг, которые «не вели меня к смирению и гармонии», а пробуждали глубокие эмоции; ограничила общение с людьми, которые не разделяли моих убеждений. Собственно говоря, накрылась «стеклянным колпаком», создала мир личной гармонии и счастья на пути к неизбежному просветлению и зажила в нем, как мне на тот момент казалось, вполне себе счастливо.

Но не тут-то было! Время шло, я усердно выполняла все предписанные практики, а состояние Озарения или Просветления, все никак на меня не спускалось. Совсем даже напротив, в какой-то момент я почувствовала, что близка к депрессии и крушению всего моего «идеального мировоззрения».

Путем проб и ошибок, снова кардинально изменив свою жизнь, я пришла к прочувствованному на своей собственной шкуре пониманию сути гегелевского закона, как единственного пути саморазвития.

Тут ведь вот какая штука получается. Двигаться вперед и развиваться, общество, отдельно взятая личность или любая другая система могут только в том случае, если есть у них в наличии некое внутреннее противоречие. Оно является стимулом и движущей силой любого развития.

-2

Когда все тихо, гладко и якобы «гармонично», то это можно рассматривать лишь как краткую передышку на пути, но никак не как способ дальнейшего развития. Ибо стимула никакого нет. Думаю, поэтому семьи с неким внутренним конфликтом, где муж и жена смотрят на многие вопросы по-разному, но умеют приходить к компромиссному решению, часто оказываются самыми крепкими.

Недавно в одной из лекций Т. Черниговской я услышала высказывание академика М.Ю. Лотмана о том, что информация порождается только в том случае, когда существуют противоположные точки зрения. Если есть только одно мыслящее существо и один тип мышления, то никакой интеллектуальный текст или высказывание не способны родиться. В этом случае человек просто будет «смотреться в зеркало».

Для себя я решила: каждый раз, когда меня раздражает чье-то хамство, глупость, лень или непоследовательность (этот список можно, конечно же, продолжать бесконечно) рассматривать это как возможность развить в себе противоположные качества – способ для личностного роста. Ведь, ни будь на свете глупости - у меня не появилось бы стремления тянутся к мудрости, ни будь злости - я не смогла бы оценить силу и красоту доброты, ни будь вражды - не было бы основы для проявления моего дружелюбия. К тому же, я стараюсь всегда вспоминать поговорку о том, "что любой человек, намного лучше, чем сумма его недостатков".

А когда эти же негативные качества в различных ситуациях проявляю я сама (буду честной, я далеко не ангел:) вместо того, чтобы есть себя поедом, говорю себе, что сейчас я дала возможность кому-то почувствовать, что существует и альтернативный моему тип поведения. Просто в данный момент я выступила в роли учителя, который демонстрирует ученику на личном примере "как делать не нужно".:)

В общем, по-моему, главное, что можно вынести из гегелевской диалектики – это признание движущей и развивающей силы противоречий. И, да, здравствуют противоположности, которые постоянно вытягивают нас из болота пассивности и самодовольства!